Как бизнесу и клиентам распознать фишинговые сервисы
-
Материал добавлен в «Избранное»Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинетеМатериал добавлен в «Избранное»Удалить материал из «Избранного»?Материал удален из «Избранного»
-
Материал добавлен в «Избранное»Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинетеМатериал добавлен в «Избранное»Удалить материал из «Избранного»?Материал удален из «Избранного»

Среди специалистов по кибербезопасности ходит шутка, что главная брешь в информационной защите находится в прослойке между клавиатурой и компьютерным креслом – по аналогии с шуткой автолюбителей. И это понимают не только эксперты, но и киберпреступники, активно пользующиеся нашими наивностью и невнимательностью. Они используют методы социальной инженерии, основной целью которых является заставить жертву сделать выгодные злоумышленнику действия, например, перевести деньги или оплатить какой-либо товар или услугу на подменном сайте.
Согласно новому отчету Банка России, в I квартале 2022 г. этот метод использовали чаще всего – в 52,5% случаев. Относительно показателя всего 2021 г. доля операций методом социнженерии выросла: по итогам минувшего года она составляла 49,4%. При этом кредитные организации все реже возвращают гражданам украденные мошенниками деньги – этот показатель падает с 2019 г. Проблема заключается в том, что разглашение данных третьим лицам снимает ответственность с банков.
Эксперты по кибербезопасности объяснили «Ведомостям», как не стать жертвой мошенников в онлайне, а компаниям и банкам – защитить своих клиентов.
Как обманывают людей
В мае 2022 г. специалисты Group-IB предупредили о том, что прекращение работы в России Apple Pay и сложности с оплатой в сервисах Apple Store и iTunes натолкнули злоумышленников на создание новых схем для кражи денег, данных банковских карт и учетных данных AppleID. Пользователям предлагают пополнить счет в Apple Store и iTunes с помощью виртуальных карт на суммы от 1000 до 6000 руб. Владельцы сервиса уверяют, что с их помощью можно пополнить счет аккаунта и приобрести «любой виртуальный контент в абсолютно всех цифровых магазинах Apple в России». Сайт копирует дизайн Apple, однако форма оплаты является фишинговой, и данные и деньги попадают к мошенникам.
Еще один пример – практически каждый туристический сезон появляются фальшивые сайты по продаже билетов на «Сапсан». Самая известная история относится в лету 2020 г., когда в топе поисковой выдачи Google оказался поддельный портал sapsan-trains.com. Доверчивые покупатели приобретали ненастоящие билеты за настоящие деньги. По меркам мошеннических сайтов этот просуществовал достаточно долго: он был зарегистрирован в середине декабря 2019 г.: злоумышленники пытались воспользоваться повышенным спросом на билеты в сезон отпусков и активизировались в зимний и летний периоды. Первоначально сайт не вызывал у пользователя подозрений: на почту приходило письмо для авторизации и подтверждения платежа. Но после списания средств с карты купленные билеты на «Сапсан» не приходили, а данных для обратной связи, кроме электронной почты на сайте, разумеется, указано не было.
Подобные сайты рассчитаны на невнимательность и спешку потребителей, мошенники покупают контекстную рекламу в поисковиках, чтобы находиться над поисковой выдачей. Их затраты с лихвой окупаются: за 12 месяцев с июня 2020 г. по июнь 2021 г. россияне потеряли 3,15 млрд руб., попадаясь на подобные схемы, подсчитала Group-IB. По оценкам специалистов компании, обманутые пользователи в РФ в течение указанного периода совершали 11 767 платежей ежедневно, что суммарно составило 8,6 млн руб. в день.
Безопасность авторизаций онлайн-транзакций с использованием кредитных или дебетовых карт обеспечивается с помощью протокола 3-D Secure (3DS). На данный момент существует две версии 3DS: первая, где банк запрашивает у пользователя код или пароль для подтверждения платежа, и вторая, разработанная для смартфонов, где в качестве подтверждения используются биометрические данные. Учитывая, что первая версия по-прежнему широко используется, у киберпреступников есть возможность обманом получить у пользователя код подтверждения транзакции с помощью методов социальной инженерии (одним из которых является фишинг).
В данном случае реализуется следующая схема: жертву с помощью рекламы или спама заманивают на фишинговую страницу онлайн-сервиса. При оплате пользователь вводит свои банковские реквизиты, после чего сервис отправляет запрос в банк (в качестве получателя оплаты указывается счет мошенников). Пользователя перенаправляют на фишинговый платежный шлюз, на котором он вводит полученный в SMS-сообщении код для подтверждения транзакции. Так как шлюз является поддельным, код перехватывают и указывают его уже на настоящей странице 3-D Secure, чем подтверждают операцию по переводу денег на свой счет.
Чтобы оставить злоумышленникам меньше шансов, достаточно быть осторожным при открытии ссылок и файлов, научиться отличать google.com от qoogle.com и обращать внимание на интерфейс, который может отличаться от оригинала цветом, логотипом или лишним полем в форме авторизации, отмечают в Group-IB.
Как компаниям защитить себя и клиентов
Схемы киберпреступников становятся все более изощренными: они зачастую «не экономят» на создании сайтов-зеркал и фейковых платежных шлюзов, копируя айдентику тех или иных ресурсов. В ситуации, когда пользователь сам пошел на поводу у «социальных инженеров», компания, конечно, не виновна в нанесенном ему ущербе.
И все же в таких ситуациях и для нее содержатся репутационные риски: пример тому – печально известные звонки из «службы безопасности Сбербанка». Звонки совершали мошенники, а пользователи видели в этом неэффективность средств защиты самой кредитной организации.
Полностью исключить вероятность использования инструментов социальной инженерии против клиентов различных онлайн-сервисов на сегодняшний день невозможно. Однако есть меры, которые компании могут предпринять со своей стороны, чтобы минимизировать риски:
обеспечить надежную защиту ресурса с помощью проверенных средств информационной безопасности и специалистов, которые на постоянной основе будут отслеживать создание фишинговых ресурсов с айдентикой компании;
вести информационную работу с клиентами и уведомлять их о возможных опасностях.
В том случае если компания использует платежные решения и средства информационной защиты от проверенных вендоров, это уже позволяет снизить риски как в отношении самой компании, так и в отношении ее клиентов.
Как интернет-пользователю самому защититься от мошенничества в сети
В первую очередь, специалисты Group-IB и других опрошенных компаний советуют обращать внимание на следующие моменты:
перед оплатой (особенно на значительную сумму) не поленитесь проверить дату регистрации домена. Это можно сделать с помощью публичных сервисов, например, whois7.ru. Если сайт создан менее года назад – вероятность мошенничества велика;
следует также избегать тех способов оплаты, которые не допускают возмещения денежных средств.
Если злоумышленникам все же удалось обмануть вас и украсть деньги со счета, нужно связаться с банком, после чего – написать заявление в полицию и отправить в банк талон о принятии заявления. Если вы сами ввели данные карты при оформлении платежа на фишинговом ресурсе, банк не сможет вам возместить денежные средства без заявления в правоохранительные органы.
Мошенники всегда активизируются в периоды социальной напряженности, а потому сейчас нужно быть предельно внимательными в отношении того, где и как вы оставляете персональные данные и, в частности, данные своих банковских карт. Способы мошенничества становятся с каждым днем все более изощренными, и некоторые из них могут быть неизвестны даже специалистам. Поэтому ни банки, ни компании не могут гарантировать своим клиентам абсолютную защиту. Так что в первую очередь необходимо быть внимательными к тому, где и какую информацию о себе оставлять.