Подарите «Ведомости»
Номер 88 от 25 июля 2022
Партнер материала «Авито»

Как развитие электронных платформ влияет на рынок недвижимости

«Авито Недвижимость» создает благоприятные условия как для крупных, так и для небольших игроков рынка

Лидерские позиции на рынке краткосрочной аренды, 20%-ный рост количества регистраций и запуск новых сервисов – это лишь небольшая часть показателей, которых достиг «Авито Недвижимость» с начала года. Вместе с четырьмя другими бизнес-направлениями платформы «Авито Недвижимость» оказывает существенное влияние на создание на базе «Авито» полноценной инфраструктуры для развития предпринимательства в России.

Фокус – на поддержке клиентов

По опросу РАЭК, 62% предпринимателей сегмента малого и среднего бизнеса назвали «Авито» приоритетной e-com площадкой для ведения бизнеса. «Авито» – самая массовая, по данным сервиса веб-аналитики SimilarWeb за март 2022 г., онлайн-платформа для коммерции и самая крупная по объему предложений в России. Сегодня она не только расширяет свое присутствие, но и предлагает игрокам рынка в период турбулентности необходимую поддержку и условия для дальнейшего развития. Платформа представила рынку новый сервис краткосрочной аренды, который не просто заместил ушедшие из России приложения, но и замкнул на себя подавляющее большинство сделок в этом сегменте.

Интерес к рынку недвижимости сохраняется

По данным «Авито Недвижимости», в июне 2022 г. спрос на краткосрочную аренду вырос на 42% по сравнению с маем. Традиционно спрос на загородную недвижимость летом по сравнению с весной увеличивается – показатели за этот же период выросли на 60%.
Спрос на рынке новостроек за этот же период времени упал на 4%, при этом интерес к покупке жилья на вторичном рынке вырос на 16%.
Несмотря на колебания рынка, количество пользователей платформы продолжает расти. Люди по-прежнему интересуются объектами в ожидании изменений экономических условий, объясняет Попов.

По словам руководителя направления продаж «Авито Недвижимости» Николая Попова, основная задача сегодня – поддержать клиентов. Принципиально важно создать благоприятные условия как для крупных игроков рынка, так и для частных продавцов.

«Весной мы запустили масштабную программу поддержки бизнеса и предложили точечные меры для каждого направления сферы с учетом его специфики, – говорит Попов. – Мы внимательно следим и при необходимости корректируем набор инструментов, чтобы дать бизнесу дополнительные возможности для развития на платформе. Уже по первым результатам можно предположить, что наши меры поддержки оказались востребованы бизнесом: за первые пять месяцев этого года число новых регистраций на «Авито» в категории недвижимости выросло более чем на 20%».

К осени реализуется отложенный спрос

Эксперты «Авито» считают, что сейчас продавцы и покупатели, которые ранее отложили сделку, постепенно выходят на рынок, чтобы осмотреться, оценить спрос на объекты и постепенно начать готовить сделки.

Одним из элементов поддержки частных продавцов и профессиональных предпринимателей стал запуск рекламных кампаний. «Благодаря этому, а также под влиянием рыночных изменений мы и видим рост пользователей. В мае на «Авито» было зафиксировано рекордное количество размещенных объявлений среди частных продавцов и компаний – более 100 млн. За пять месяцев 2022 г. интенсивность размещения новых объявлений пользователями возросла более чем вдвое по сравнению с прошлым годом», – говорит Попов.

Эксперты «Авито» считают, что постепенное снижение ключевой ставки, которое начал Центральный банк РФ в апреле, поможет сделать ипотеку на вторичное жилье более доступной и стимулировать рост покупательской активности. Альтернативным или даже дополнительным решением для повышения спроса может быть запуск льготных ипотечных программ для вторичного жилья по примеру рынка новостроек. В первую очередь при соблюдении этих условий есть вероятность увидеть реализацию отложенного спроса ближе к осеннему периоду, прогнозирует Попов. Дополнительный импульс может быть связан с сезонным подъемом покупательской активности в III и IV кварталах, добавляет он.

Смена игроков на рынке краткосрочной аренды

В марте 2022 г. международные агрегаторы, занимающиеся краткосрочным бронированием объектов недвижимости, приостановили свой бизнес в России. Многие представители российского бизнеса, особенно частные предприниматели, лишились доступных каналов для поиска клиентов.

В России уже давно существуют успешные отечественные решения по сдаче квартир в посуточную аренду. Так, например, компания «Форейтор» в марте 2022 г. провела исследование и оценила количество объявлений с предложением суточной аренды жилой недвижимости на онлайн-сервисах объявлений в России. Сервисом-лидером была признана платформа «Авито».

«Мы отмечаем примерно двукратный рост количества объявлений о сдаче недвижимости в аренду на короткий срок и подстраиваемся под потребности рынка, – рассказывает Попов. – Мы внедрили новый сервис для краткосрочного онлайн-бронирования, который имеет ряд преимуществ не только для арендаторов, но и для собственников или управляющих компаний. Он уже доступен в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе и Екатеринбурге, и список регионов будет пополняться».

По словам руководителя направления продаж «Авито Недвижимости», с внедрением решения оплата за проживание стала совершаться прямо на платформе «Авито» без использования дополнительных сервисов и контактов с гостями. При этом деньги списываются с карты гостя после подтверждения бронирования, а арендодатель получает сумму за проживание только после заселения. Таким образом «Авито» гарантирует защищенность сделки. Кроме того, арендодатели получили возможность устанавливать срок бесплатной отмены бронирования для гостя; если же отмена произойдет по истечении этого срока, собственник получит предоплату, говорит Попов. Для арендодателей также доступно страхование имущества с компенсацией до 75 000 руб., добавляет он.

Новая модель монетизации затронула сферу пролонгации объявлений: «Авито» больше не запрашивает плату, а только удерживает 15% от стоимости бронирования, остальную же сумму перечисляет арендодателю. Сервис доступен для объектов с бейджами «Квартира проверена» и «Безопасная бронь», для получения которых необходимо пройти процесс верификации. «Такие отметки полезны как для собственников, так и для гостей: объявления с ними поднимаются в поиске и имеют большую ликвидность, а арендаторы остаются уверены в том, что объекты соответствуют описанию на площадке», – разъясняет Попов.

Для защиты предпринимателей и пользователей платформы в «Авито Недвижимости» дополнительно ввели механизм проверки квартир. Те объекты, которые соответствуют всем критериям, отмечаются специальным знаком «Квартира проверена». Управляющим компаниям и владельцам это дает дополнительную ликвидность их объектам, так как такие предложения привлекают больше внимания клиентов.

Поддержка бизнеса

Весенние высокие, а по сути, заградительные процентные ставки по ипотеке увеличили долю альтернативных сделок с недвижимостью и минимальным использованием заемных средств. В апреле в Москве доля таких сделок в общем объеме продаж, как утверждали аналитики рынка, выросла с 45 до 80%. Как правило, это сложные сделки, и на их подготовку, подбор объектов и согласование со всеми участниками цепочки уходит несколько месяцев.

В апреле «Авито Недвижимость» начислила несколько десятков миллионов бонусов продавцам вторичной и коммерческой недвижимости и тем, кто сдает жилье на короткий срок. Это позволило клиентам площадки эффективнее продвигать наиболее близкие к сделке объекты.

Для профессиональных риэлторов платформа запустила курс, обучающий работе с «Авито», в котором рассказывается, как получать больше звонков, как их трансформировать в показы, а показы – в сделки.

Николай Поповруководитель направления продаж «Авито Недвижимости»
«Мы приняли целый комплекс мер, чтобы наши профессиональные и частные пользователи могли максимально эффективно работать с оставшимися на рынке покупателями. Недавние изменения и наш подход направлены на то, чтобы наши клиенты чувствовали, что взаимодействие с нашей площадкой эффективно, надежно и безопасно»

«Авито» как компания в целом видит серьезную отдачу и рассчитывает на сохранение этой динамики. «Увеличилась аудитория «Авито», выросли спрос и предложение. Это стало одним из драйверов нашего роста, – комментирует Попов. – Мы понимаем, что в росте заключаются большие возможности. Текущие условия позволяют нам по-новому посмотреть на роль компании: мы ориентированы на создание прочного фундамента, который позволит потребителям и бизнесу стабилизироваться и расти в будущем». &

Вернуться к номеру