Подарите «Ведомости»
Номер 88 от 25 июля 2022
Партнер материала «Авито»

Как цифровизация сферы услуг помогла малому бизнесу

Уберизация рынка сделала онлайн-площадки главным пространством для поиска нужных услуг в доступном ценовом сегменте

За последние годы сформировался устойчивый тренд на заказ услуг в онлайне. Уберизация рынка сделала онлайн-площадки главным пространством для поиска нужных услуг в доступном ценовом сегменте. Широта выбора позволяет клиентам сравнивать и искать мастера среди множества конкурентных предложений. Какие возможности это открывает для предпринимателей, занятых в сфере услуг, и как «Авито» помогает реализовать эти возможности, «Ведомости&» обсудили с директором «Авито Услуг» Георгием Акопяном.

Цифровизация и прозрачность на рынке

Онлайн изменил потребительское сознание: серьезным образом на это повлияли пандемия и последующее ускоренное развитие рынка. Все больше бизнесов по предоставлению услуг привлекают клиентов с помощью онлайн-каналов: так, с апреля 2021 г. по март 2022 г. россияне совершили порядка 2,6 млрд заказов услуг, говорится в совместном исследовании Data Insight и «Авито Услуг».

Георгий Акопяндиректор «Авито Услуг»
«Потребитель приходит на онлайн-площадку, чтобы получить услугу, и у нее есть определенный ожидаемый уровень качества, есть конкретная цена, есть понимание того, кто эту услугу предоставляет. Есть также ряд инструментов, которыми площадка помогает дополнительно обезопасить процесс поиска: например, с помощью подтверждения аккаунта исполнителя по документам или через возможность выбирать мастера по отзывам и рейтингам. Иными словами, рынок трансформируется и становится более технологичным. Мы видим, что и заказчики, и исполнители услуг все чаще выбирают «Авито» в качестве основной площадки для сделки»

В числе инструментов, которые обеспечивают прозрачность рынка услуг, в «Авито» называют систему рейтингов и отзывов, которая позволяет потребителю сделать максимально информированный выбор мастера, а специалисту – привлекать заказчиков, укреплять лояльность и растить базу постоянных клиентов.

«Качественное развитие этого рынка и увеличение количества заказов в сегменте будут обеспечивать платформы, которые позволяют клиенту максимально персонализировать поиск исполнителя услуги и выбирать из множества предложений в нужной географии и в доступном ценовом сегменте. Потребители будут стараться сделать максимально «информированный» выбор мастера: они будут менее охотно обращаться за услугой вслепую к площадкам, где выбор мастера остается на стороне оператора, и более охотно – туда, где есть возможность получить больше информации о профессионализме специалиста через отзывы и прямой контакт с мастером», – резюмирует директор «Авито Услуг».

Специалистам в сфере услуг такой формат также помог выходить на рынок без лишних барьеров, а возможностью роста для многих стал выход в частную практику с подключением онлайн-каналов привлечения.

Георгий Акопяндиректор «Авито Услуг»
«Мы ожидаем, что в перспективе следующих нескольких лет тенденция к росту числа микробизнесов в сфере услуг будет усиливаться. Большую роль в развитии рынка мы видим за «Авито» – наша площадка позволяет малому бизнесу работать на более выгодных условиях. Наша платформа упрощает точку входа для исполнителей, дает понятные инструменты для привлечения клиентов, что помогает значительно уменьшить страхи, которые обычно сопровождают исполнителей, решивших развивать бизнес в высококонкурентной сфере услуг»

За выгодой – к малому бизнесу

Согласно исследованию Aquarelle Research и «Авито Услуг», которое было проведено в 2022 г. среди 1100 россиян, 45% россиян в поисках выгоды в ближайшее время планируют активнее заказывать услуги напрямую у частных мастеров вместо обращения в сервисные центры или сетевые салоны.

По данным «Авито Услуг», спрос на услуги по ремонту и обслуживанию техники по всей стране в мае 2022 г. по сравнению с предыдущим годом вырос на 43%. Предложений от мастеров и компаний за это же время стало больше на 26%. Аналогичный тренд наблюдается в категории ремонта и сборки мебели: спрос на такие услуги в мае увеличился на 38% по сравнению с предыдущим годом, а предложение выросло на 29%.

«В поисках выгодных предложений от мастеров потребитель приходит на «Авито» – наша платформа в новых условиях остается местом поиска нужных услуг и конкурентных предложений для пользователей по всей России. Сейчас мы наблюдаем растущий спрос в самых разных категориях услуг. Например, многие потребители стремятся закрыть свои задачи по ремонту жилья, что подстегивает спрос на услуги в этой сфере, а также на всю категорию услуг по мелкому, в том числе бытовому, ремонту. Также у людей есть потребность в регулярных повседневных услугах в таких сферах, как бьюти-индустрия, образование или детское воспитание, которые уже вошли в привычку и от которых пользователи не готовы отказываться», – продолжает Акопян.

Еще один тренд – растущий спрос на услуги, которые помогают дать товарам вторую жизнь. Потребители все более бережно и осознанно относятся к вещам и ценят возможность получить квалифицированную помощь, которая позволит их сохранить.

«Мы также видим рост спроса и предложения в сегменте бьюти-услуг. В связи с закрытием ряда каналов продаж специалисты, занятые в индустрии красоты, начали активно переходить на «Авито». Количество новых мастеров на платформе растет. «Авито» помогает специалисту иметь прямой контакт с клиентом без посредника в виде крупного сетевого салона. Это помогает исполнителю развивать личный бренд, работать на себя и максимизировать прибыль», – рассказывает Акопян.

Возможности для предпринимателей

Чтобы помочь предпринимателям эффективно использовать возможности площадки, «Авито Услуги» инвестируют средства в образовательные программы для исполнителей. Регулярные обучающие курсы, вебинары и марафоны помогают сделать порог входа еще более доступным для широкого числа частных мастеров, снять большинство вопросов и «болей»: как правильно оформить объявление на «Авито», как продвигать свои услуги, какой тариф выбрать, как оценивать конкурентную среду в своем сегменте и в своем городе.

«Мы учим предпринимателей эффективно использовать инструменты «Авито» как площадки для продвижения услуг. Модель «Авито» устроена таким образом, что для получения первых заказов вообще не обязательно сразу использовать какие-либо платные инструменты продвижения. Есть ряд немонетарных способов, про которые мы всегда рассказываем предпринимателям на наших образовательных курсах. Это качество заполнения объявлений – от фото до грамотного копирайтинга, а также работа с отзывами и рейтингами. На эти факторы ориентируются потребители при выборе услуг, поэтому для мастера это дополнительная бесплатная возможность получить больше заказов», – рассказывает Акопян.

Мастера и компании также могут обратиться к программе поддержки сертифицированных авитологов – специалистов, которые помогают работать с площадкой, настроить ее с учетом специфики категории, географии, уровня конкуренции и сезонности.

«Мы развиваем обучающие проекты, поскольку видим, что исполнителям не всегда хватает понимания, как работать с такой большой площадкой, как «Авито». И видим большой отклик. Кроме того, мы идем и в охватные маркетинговые кампании, которые помогают нам стимулировать спрос на площадке. В результате предприниматель получает доступ к активной аудитории. Как к той, которая пришла на «Авито» прицельно за услугами. Так и к той, для которой основная цель – продать или купить товар на площадке, а заказ услуги дополняет эту сделку, – продолжает Акопян. – Площадка «Авито» создавалась как доска объявлений, чтобы решать задачу поиска нужного товара или услуги. Сегодня мы сохраняем эту экспертизу уже в качестве самой массовой платформы для коммерции с аудиторией 56 млн человек в месяц – это больше трети населения России. Мы помогаем специалистам и провайдерам услуг найти друг друга. При этом для клиента это означает выгодный выбор и экономию по сравнению со среднерыночными ценами, с сохранением высокого конкурентного уровня качества работы. А предпринимателю «Авито» дает доступ к широкой аудитории и к инструментам, которые обеспечат бизнес регулярным потоком заказов». &

Вернуться к номеру