Статья опубликована в № 5531 от 26.07.2022 под заголовком: Локализация и новые ниши

Какими станут маркетплейсы

Благодаря освобождению ниш будут появляться новые крупные игроки

Обороты маркетплейсов растут по всему миру, но особенно в России. По итогам I квартала 2022 г. Wildberries вырос на 95% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а Ozon – на 90%. Тенденция продолжится, но темпы замедлятся. Некоторые компании будут пересматривать свои стратегии: адаптировать или полностью менять бизнес-цели и маркетинговые инструменты, оптимизировать расходы и искать дополнительные источники дохода. Например, Lamoda приостановила строительство склада в Подмосковье и маркетинговые активности, а «Яндекс.Маркет» ввел в ассортимент товары, бывшие в употреблении, чтобы увеличить прибыль с минимальными вложениями.

Благодаря освобождению ниш будут появляться новые крупные маркетплейсы. Этот процесс может привести к переделу рынка. Сейчас в пятерку лидеров входят Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «AliExpress Россия» и Lamoda, их совокупный оборот за 2021 г. составил 1,8 трлн руб. Не исключено, что в 2022 г. на место одного из них придет крупный ритейлер.

Ниши все уже

Основная тенденция, которая ждет маркетплейсы, – появление новых узких ниш. Уже сейчас 75% онлайн-площадок специализируются на продаже нишевых товаров и услуг. Появляются маркетплейсы, где можно купить произведения искусства, детскую одежду и мебель, зоотовары, DIY-наборы и другие категории продуктов. Такие площадки похожи на интернет-магазины, так как предоставляют узкоспециализированные товары и услуги, но их основное отличие в количестве продавцов. Разнообразный выбор за счет множества поставщиков и нишевость помогают таким маркетплейсам привлекать пользователей и растить лояльную аудиторию.

Одна из новых самостоятельных ниш, которую начнут занимать предприниматели, – региональное производство. Станет появляться больше локальных маркетплейсов из-за ухода крупных брендов с российского рынка и потребности в импортозамещении.

Еще одна сфера торговли, которая будет развиваться, – продажа товаров из списка параллельного импорта. Недавно ею начали заниматься крупные маркетплейсы – «Яндекс.Маркет» и Ozon. Торговля товарами путем параллельного импорта может стать самостоятельной нишей. Не исключено, что появятся маркетплейсы, которые будут продавать исключительно люксовые товары.

Другие перспективные ниши – туризм и образование. Первая будет развиваться под влиянием внешних факторов – благодаря уходу крупных агрегаторов аренды и бронирования жилья и развивающемуся внутреннему туризму. Вторая – за счет естественного роста рынка EdTech. Сейчас на нем много отдельных школ, которые еще не объединены одной площадкой. Скорее всего, появится одна платформа, которая соберет в одном месте многие продукты на рынке онлайн-образования.

Будущее продавцов

Прямо сейчас отчетливо прослеживаются две тенденции – маркетплейсы либо поддерживают продавцов, либо компенсируют убытки за чужой счет.

Например, в июне в Wildberries решили не возвращать бракованные товары продавцам, а утилизировать, если их стоимость меньше 2000 руб. Подобные радикальные меры могут позволить себе крупные маркетплейсы, у которых уже есть надежная база продавцов и нет острой необходимости в массовом привлечении новых. Но есть другая потребность – в онбординге вендоров.

Появляются сайты-агрегаторы, которые помогают вести товары на многих крупных маркетплейсах. Возможно, эти площадки начнут запускать подобные сервисы самостоятельно. В целом торговля на маркетплейсах станет must have навыком для предпринимателей, как ценообразование или менеджмент.

Одновременно с ограничительными мерами Wildberries, а также Ozon и «Яндекс.Маркет» стремятся поддерживать малый и средний бизнес в турбулентное время – снижают комиссии за хранение, создают отдельные витрины для местных продуктов и помогают переносить карточки товаров. Молодые маркетплейсы также будут делать все, чтобы привлечь продавцов на свои площадки и собрать хорошую базу, поэтому от нишевых маркетплейсов можно ожидать улучшения условий для продавцов.

Будущее покупателей

Основной тренд в e-commerce в последние годы – персонализация. Предложения становятся все более индивидуальными – клиенты получают релевантные сообщения через каналы, которые посещают реально или виртуально чаще всего. Компания – разработчик решений для электронной коммерции Shopify провела исследование и выявила тенденцию: к 2025 г. большинство компаний откажутся от персонализации клиентского опыта. Тренд связан с большими затратами и сложностями при сборе и анализе больших данных.

Этот прогноз кажется особенно актуальным в современных российских реалиях – многие компании ограничат затраты на таргетинг. К тому же блокировка соцсетей лишает маркетплейсы возможности близкого взаимодействия с клиентами. По мнению аналитиков Shopify, альтернативой персонализации может стать создание сообществ лояльных клиентов. Комьюнити позволят маркетплейсам возвращать покупателей на площадки снова и снова, если они будут удовлетворены опытом покупок. Новая тенденция уже начинает прослеживаться на российском рынке маркетплейсов. Например, недавно Ozon запустил «Моменты» – социальную сеть в приложении маркетплейса. В ней пользователи могут делиться фото и видео, а продавцам также доступно ведение прямых эфиров.

Одновременно с ограничениями для продавцов уже заметны ограничения и для покупателей. Недавний прецедент с Wildberries, который якобы ввел массовые штрафы за невыкуп товаров, подсветил, что 10% покупателей на маркетплейсе доплачивают за невыкуп товаров. Маркетплейс объясняет эту меру стремлением стимулировать осознанное потребление, но пользователи считают, что площадка лишь оптимизирует логистические издержки за счет клиентов.

Читать ещё
Preloader more