Статья опубликована в № 5246 от 25.05.2021 под заголовком: Небедные курьеры

Курьер курьеру рознь

Работники сервисов доставки в регионах могут получать намного больше средней зарплаты

Центр стратегических исследований и Общероссийский народный фронт (ОНФ) провели масштабное исследование рынка курьерской доставки. Не только в России, но и во всем мире платформенная занятость является одним из наиболее динамично развивающихся секторов, но вызывает широкие дискуссии. 10% взрослых жителей стран ЕС предоставляли услуги через платформы, но их условия труда, рабочий статус и социальная защищенность остаются неурегулированными. Платформенную экономику часто описывают как брешь в структуре социального государства, способную подорвать привычные формы социальной сплоченности и затормозить развитие человеческого капитала.

Но вопреки распространенным представлениям о курьерской доставке как самом низкооплачиваемом труде выяснилось, что во многих российских городах курьеры могут зарабатывать значительно больше средней зарплаты по региону. Например, в Казани средний доход курьера составляет 85 400 руб. при средней зарплате 39 600 руб., а в Саратове – 79 800 руб., при том что в среднем трудящиеся области получают 33 400 руб. Это относительное благополучие контрастирует с положением дел в столице, обладающей самым развитым и обширным рынком. Поразительно, но московские курьеры проигрывают многим своим коллегам в провинции не только в относительных показателях, но и в абсолютных цифрах. В Москве средний заработок курьера составил 55 600 руб. в месяц при средней зарплате в 87 100 руб.

Кажущаяся противоположность между моделями платформенной занятости в центре и на периферии имеет свое объяснение. Самыми высокими заработками могут похвастаться курьеры в городах, где этот рынок только начал развиваться. Там преобладают не привычные москвичам пешие разносчики еды, а работники, занятые развозкой заказов на автомобилях. Зачастую они работают не полный рабочий день, а выбирают только наиболее выгодные трудовые слоты, тогда как в столице курьерам приходится набирать часы, чтобы свести концы с концами. Развитый московский рынок служит магнитом для мигрантов, тогда как в регионах доминируют граждане РФ. В итоге в центре формируется избыток рабочей силы, а ее цена падает.

В регионах, где ощущается дефицит рабочих рук, платформенные компании не только платят больше – они начинают развивать систему социальных гарантий. Курьерам не только возмещают издержки за транспорт и связь, но и оплачивают пособие по временной нетрудоспособности (14% опрошенных), страховку от несчастных случаев (15%) и предоставляют оплачиваемый отпуск (17%). Это демонстрирует, что деньги у бизнеса на социальные гарантии есть. Но там, где его к этому не вынуждают рыночные условия, он самостоятельно эту ответственность на себя не берет. Чтобы избежать превращения платформенной экономики в зону социального бедствия, государство должно охватить ее системой социальных гарантий.

Читать ещё
Preloader more