Статья опубликована в № 5229 от 22.04.2021 под заголовком: Достоевский как бренд

Федор Достоевский как национальный проект

Нереализованный потенциал русской классики

В коротком ряду российских экспортных брендов литература двух последних веков по своему потенциалу не уступает нефти. По ней продолжают не только реконструировать «русский характер», но и решать вечные вопросы, ее знание остается маркером западного интеллектуала. И Федор Достоевский, 200-летие которого отмечается в этом году, является наиболее котируемой голубой фишкой на рынке duhovnosti: четыре его романа – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы» – вошли в топ-100 книг всех времен и народов, а «Преступление и наказание» – еще и в топ-10 самых экранизируемых книг.

Обостренный психоанализом интерес к скрытым мотивам, надломленные судьбы, логические разрывы и тяга к саморазрушению, драматическая спонтанность, взрывающиеся скандалами светские вечера, отпущенные на простор страсти – эти черты его творчества позволяют пережить психологическое приключение. Конечно, психотип нации за 150 лет изменился, но желание чередовать взлеты и падения и, балансируя на кромке безумия, двигаться к собственному отрицанию остается одной из признанных моделей «русской души».

Несколько снобистская подозрительность к нормальности и обыденности, привитая русской литературой, является не только яркой чертой, но и проблемой. В России традиционно не хватает именно нормальности – рациональной жизненной стратегии. Не вполне корректно говорить, что нация создает литературу; литература в не меньшей степени создает нацию. Особенно в стране, где писатель традиционно не просто сочинял романы, но и становился в позицию учителя, пророка, философа, компенсируя дефицит публичной речи в других областях общественной жизни. Быков, Прилепин, Пелевин каждый в своей манере продолжают ту же линию публичной проповеди, которая позволяет списать многое, включая проблемы стиля.

Есть все основания, чтобы использовать юбилей Достоевского и для внутренней национальной рефлексии, и для реанимации soft power за рубежом. Но этого не происходит, возможность упускается, как в свое время бездарно пропустили 100-летие революции. «Запланированного создания интернет-портала «Мир Достоевского» явно недостаточно для формирования пространственно-событийной структуры его юбилея», – говорит эксперт по брендам Владислав Шулаев.

Глупо упускать такую возможность. Но как раз по этой причине и в соответствии с логикой парадокса самого Достоевского мы ее и упустим. Легко сообразить, как использовать «Бесов» для критики оппозиции. Перевести процесс в позитивное русло сложнее. Особые надежды на Минкульт и советника президента Мединского питать вряд ли стоит. Но было бы замечательно, если бы хоть частные благотворительные фонды, общественные структуры, бизнес включились в это событие. Ведь 200-летия Толстого ждать еще семь лет.

Читать ещё
Preloader more