Статья опубликована в № 3474 от 15.11.2013 под заголовком: От редакции: Поручения Миллера

От редакции: Поручения Миллера

Дмитрий Медведев и Алексей Миллер
A.Astafyev / AP/RIA Novosti

Итак, Дмитрий Медведев согласился со всеми предложениями Алексея Миллера и дал ряд поручений по итогам совещания об укреплении платежной дисциплины в сфере поставок природного газа. Самое громкое и непопулярное касается возможности введения предоплаты за услуги ЖКХ для населения (см. статью на стр. 11); интересна, впрочем, общая логика помощи «Газпрому».

Миллер на совещании жаловался на долги Минобороны после появления компании-посредника; долги электроэнергетиков (гасить будут, вероятно, автоматическим списанием средств из доходов на рынке мощности); долги градообразующих предприятий, которые политически сложно стребовать; долги коммунальных предприятий в регионах, у которых нерыночные тарифы, посредники и непрозрачные издержки; неработающую судебную и правоприменительную систему - через нее не удается взыскать долги или отключить неплательщиков. То есть большинство жалоб можно отнести к несовершенной работе государства.

Теперь «Газпром» оплатит и проведет независимый аудит тарифов на тепловую энергию компаний - покупателей газа, получит отдельную «газовую» строку в платежах за тепло населения и юридических лиц («расщепление» платежей), средства по которой коммунальные предприятия, очевидно, будут перечислять поставщику в первую очередь. С одной стороны, независимый аудит - это хорошо: может, удастся увидеть, как работают коммунальные предприятия. С другой - у «Газпрома» тут потребность лишь в увеличении их тарифов и своевременном перечислении средств; независимый аудит расходов и тарифов самого «Газпрома» поручениями не предусмотрен.

Да, Миллер жаловался и на население. Его долги за услуги ЖКХ растут, что вызвано комплексом причин. Из-за неэффективности сектора, воровства, изношенности сетей качество услуг не соответствует заявленной стоимости; из-за бедности населения, несовершенства законодательства, политической важности обеспечения коммунальных услуг не все за них платят и не все вовремя. Но введение предоплаты никак не решает проблемы: те, кто не платил, продолжат не платить, а добросовестные потребители начнут кредитовать коммунальщиков - улучшения качества услуг при этом никто не обещает.

Качество и стоимость услуг ЖКХ - критически важная для власти сфера, которая вызывает основное недовольство населения. Отчасти этим было вызвано решение об ограничении роста тарифов монополий на 2014 г. Введение предоплаты в любом случае будет сильным психологическим ударом по населению, не исключены протесты. И если исходить из здравого смысла, нынешнее поручение - разведка боем, проверка реакции. Возможно, «Газпрому» хватит компенсации за счет других решений. Но с чего вдруг исходить из здравого смысла?

Читать ещё
Preloader more