Статья опубликована в № 3470 от 11.11.2013 под заголовком: Домодедовские планы

Домодедовские планы

В «Домодедово» построят еще три терминала, бизнес-центр, офисные здания и отель. Из требующихся на все это 197,8 млрд руб. бюджетные средства составят 111,9 млрд
А.Махонин / Ведомости
Есть куда расти. 9550

гектаров. столько земли принадлежит «Домодедово», говорится в презентации аэропорта. «Шереметьево» принадлежит 967 га, «Внуково» - 722 га, крупнейшему владельцу земли среди европейских аэропортов, Paris Charles de Gaulle Airport, - 3238 га

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Менеджмент аэропорта «Домодедово» разработал мастер-план развития до 2023 г. («Ведомостям» удалось ознакомиться с документом), который предполагает 197,8 млрд руб. инвестиций. Большую часть суммы - 111,9 млрд руб. - компания хочет взять из бюджета, написано в проспекте к размещению еврооблигаций аэропорта.

В документе отмечается, что «Домодедово» готово инвестировать развитие из собственных средств только на 62,4 млрд руб. (выручка компании в 2012 г. составила 36,4 млрд, а за первое полугодие 2013 г. - 18,4 млрд руб.). Еще 23,4 млрд руб. менеджмент намерен привлечь у сторонних инвесторов.

В проспекте также сообщается, на что конкретно пойдут деньги. По мастер-плану «Домодедово» намерено до 2023 г. потратить 65,5 млрд руб. государственных средств на обновление и строительство взлетно-посадочных полос: 15,3 млрд руб. в 2013-2015 гг. - на вторую полосу, а на третью - 20,1 млрд руб., причем компания хотела бы, чтобы ее строительство началось в 2016 г.

До 2023 г. «Домодедово» будет строить терминал-спутник за 11,1 млрд руб. и строить новые терминалы: к уже работающему планируется пристроить еще три. Общие инвестиции в этот проект составят 36,1 млрд руб. Согласно мастер-плану это поможет «Домодедово» к 2023 г. добавить к уже существующим 226 000 кв. м еще 719 600 кв. м площадей и увеличить пассажиропоток аэропорта с 28,2 млн до 78,8 млн пассажиров в год.

«Домодедово» намерено развивать и инфраструктуру: в 2017 г. запланировано построить четвертый путь железнодорожной ветки от Павелецкого вокзала до Домодедова (20,9 млрд руб.), а также еще один путь на маршруте Домодедово - Авиационная - Аэропорт (0,8 млрд).Рядом с новыми терминалами к 2017 г. должна появиться парковка за 4,9 млрд, деньги «Домодедово» намерено привлечь у сторонних инвесторов. Еще две парковки (2,5 млрд руб.) компания построит сама уже в 2017 г.

Но этим развитие аэропорта не ограничится. В плане компании к 2015 г. построить рядом с аэропортом отель за 1,8 млрд руб. (количество номеров в плане не указано), а до 2023 г. - возвести семь офисных центров за 5,1 млрд руб. К 2015 г. «Домодедово» хочет открыть еще и два бизнес-центра за 1,7 млрд руб.

В проспекте «Домодедово» написано, что глобальная природа авиационной индустрии сделала авиаузел мишенью для террористов, и приводятся два случая, произошедшие в 2004 г. (взорвалось два самолета при взлете, погибло 90 человек) и в 2011 г. (взрыв в зале прилетов, погибло 37 человек). Компания намерена инвестировать и в безопасность аэропорта - на эти нужды компания уже потратила после теракта в 2004 г. 361 млн руб., а после теракта в зале прилетов в 2011 г. - 27 млн руб.; в 2012 и 2013 гг. расходы на безопасность составили 602 млн руб. До 2023 г. «Домодедово» намерено потратить на безопасность еще 97,8 млн руб., или 0,05% от общих инвестиций.

Сейчас «Домодедово» работает на пределе и больше нынешнего пассажиропотока пропускать не может, говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак, помогла бы третья взлетно-посадочная полоса, но государство пока не торопится финансировать ее строительство. Если бы заявленных в мастер-плане показателей удалось достичь немедленно, «Домодедово» поделило бы 2-е место в мире по пассажиропотоку - по данным Airports Council International, лидер, аэропорт Атланты, пропускает 92,4 млн, а второй в списке, Пекинский аэропорт, - 78,8 млн пассажиров в год.

Государство пока не может решить, как именно развивать Московский авиаузел: строить дополнительные взлетно-посадочные полосы или объединять их, чтобы сэкономить и снизить издержки, говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова: «Домодедово» в разных сценариях либо было включено в единую структуру, либо нет. Перспективы «Домодедово» представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова (курирует развитие Московского авиаузла) не комментирует. Федеральные чиновники говорили, что все дело - в собственниках аэропорта.

Читать ещё
Preloader more