Статья опубликована в № 3432 от 17.09.2013 под заголовком: От редакции: В поисках нашего «мы»

От редакции: В поисках нашего «мы»

Е.Разумный для Ведомостей

Немало сил и денег потрачено на попытки исправить имидж России. Мы периодически возвращаемся к этой теме уже больше 10 лет. Администрация президента России вроде бы давно сделала выбор в пользу рыночного подхода к восприятию нашей родины в других частях света. Мы давно платим иностранным специалистам по пиару деньги за продвижение России на мировом рынке. Правда, от репутации «плохого парня» Россия не просто не избавилась, а регулярно добавляет новые краски к старому карикатурному образу.

Проблема не решается просто, объясняет Саймон Анхольт, специалист по тому, что он сам называет «конкурентная идентичность». Анхольт, советник нескольких президентов и премьер-министров, выступил вчера на десятой сессии Валдайского клуба, ежегодной конференции, каждый раз собирающей ведущих зарубежных и отечественных специалистов по России.

Анхольт говорит, что за восприятие России, как и всех прочих стран, отвечает единственная мировая сверхдержава - глобальное общественное мнение. По уровню развития эта сверхдержава примерно соответствует семилетнему ребенку, уточняет исследователь. Именно этот второклассник и решает, какие из мировых держав «хороши» или «плохи», какие «красивы» или «некрасивы», в какие страны хочется, а в какие не хочется ехать отдыхать.

Переубедить второклассника трудно. Характер восприятия - крайне прочная константа и может не меняться десятилетиями. Даже такие мощные и дорогостоящие мероприятия, как Олимпиады и чемпионаты, практически не способны поколебать приговор мирового общественного мнения.

Шесть основных критериев (экспорт, госуправление, культура, народ, туризм, инвестиции), определяющих доброе или недоброе имя страны, влияют на общий показатель неравномерно. Иногда «культура» весомее «народа» и «госуправления», как в случаях с Францией и Италией. Иногда, наоборот: позитивный облик Германии определяют госуправление и экспорт.

Россия не в числе самых отстающих, хотя и далека от первых мест. Культура - наше самое сильное место, госуправление - самое слабое. Дела Ирана гораздо хуже. Но поправить положение некоторым удавалось. Южная Корея, например, демонстрирует стабильное улучшение собственного образа в глазах мира.

Вопрос нельзя разложить на легко решаемые задачи. Идентичность - сложное уравнение. Но подход со стороны идентичности все-таки ближе к цели. Все-таки это не попытка придумать национальную идею и не попытка вписать в учебники новый тип демократии, суверенной или какой-либо еще. Поиск нашего «мы» - любимый вид спорта российских интеллектуалов. Найти для этого старинного состязания современную форму предложили организаторы нынешнего «Валдая».

Отечественный политический класс далек от согласия, не говоря уже об обществе в целом. Должно ли это быть любимое французскими интеллектуалами философствование об идентичности? Или англосаксонский приземленно-рыночный подход - практически брендинг, основанный на тщательном исследовании рынка и поиске ниши?

Читать ещё
Preloader more