Статья опубликована в № 3431 от 16.09.2013 под заголовком: Занимались музыкой

Занимались музыкой

Михаил Плетнев и Гидон Кремер сыграли вместе. Музыканты в возрасте, а их дуэт молод - и дарит молодость его слушающим
В союзе противоположностей родилась простота.
Д.Абрамов / Ведомости

Самое ожидаемое событие фестиваля Российского национального оркестра оправдало себя сполна - хотя Российский национальный оркестр, за исключением четырех духовиков, присоединившихся к камерному оркестру «Кремерата Балтика», в этот вечер отдыхал. Михаил Плетнев на своем фестивале чувствовал себя гостеприимным хозяином. Кремер - почтительным гостем.

С «Кремератой» сыграл сначала Кремер: это были номера из его обкатанной программы «Искусство импровизации», для которой современные композиторы обработали сочинения Баха. Самым интересным оказался опус Леонида Десятникова, дотошно расшифровавшего для скрипки Кремера ми-минорную Сарабанду в интерпретации Глена Гульда и превратившего всю ее агогику и орнаментику в застывший нотный текст. А Виктор Кисин включил в свое произведение настоящую запись Гульда - получилось, что Гульд и Плетнев поучаствовали в одном концерте.

Последний откупорил для широкой публики то, что доселе слышали лишь Ирина Антонова и ее гости в декабре, когда Плетнев играл узкому кругу в Пушкинском музее, - Концерт Гайдна ре мажор, сегодня он прозвучал на подъеме, волево и весело. А во втором отделении Плетнев и Кремер играли вместе.

Редко встречаются столь противоположные личности, подобные героям Платонова и Томаса Манна, оба не намеренные доминировать, а вот уступать - пожалуйста. В союзе антиподов отпадает искусственность и надуманность. Рождается или натужный компромисс, или - великолепная простота. У Плетнева и Кремера родилось второе. Наверное, именно это имел в виду Кремер, когда говорил, что на концерте они с Плетневым собираются заниматься только музыкой. В течение отделения были исполнены три вещи. В Десятой сонате Бетховена звук ансамбля был суховат, как забытый на плите омлет, в Большом дуэте Шуберта он пошел весенними побегами, а в сыгранных на бис «Муках любви» задышал морем. Опус Крейслера, входящий в бисовый набор Кремера, наизусть играл как раз Плетнев, авторизовавший фортепианную партию вплоть до того, что к общему удовольствию ввернул в нее мотив из «Тристана и Изольды».

Им явно нравилось друг с другом - двум лидерам, хозяину и гостю. Оба помолодели: так джентльменствуют подростки из хороших семей, которых вчера познакомили родители. И так они посматривают на младших братьев и сестер, как наши герои посматривали на публику, впавшую в счастливое детство.

Читать ещё
Preloader more