Статья опубликована в № 3427 от 10.09.2013 под заголовком: Качество связи в руках абонента

Качество связи в руках абонента

Накануне отмены «мобильного рабства» российские операторы все чаще вспоминают об абонентах и стремятся сделать их более лояльными. А «Вымпелком» и «Мегафон» даже предложили им поучаствовать в мониторинге качества связи
А.Сизов / Ведомости

Разговоры с менеджерами сотовых компаний о качестве связи зачастую напоминают известный анекдот о сисадмине в армии, который на претензии командира к точности его стрельбы невозмутимо ответил: «У меня пули вылетели - проблемы на вашей стороне!»

В самом деле, какие бы претензии вы ни предъявляли сотрудникам сотовых операторов, будь то «бульканье» в трубке, гробовое молчание собеседника (хотя деньги за разговор продолжают списываться), невозможность дозвониться (хотя телефон показывает наличие сигнала) и т. п., те обычно отвечают, что, по данным измерений их компаний, доля неудавшихся вызовов и обрывов соединения находится в пределах нормы: десятые, а подчас и сотые доли процента.

Операторы постоянно замеряют качество связи в своих сетях специальными устройствами - пробами, установленными на ключевых узлах ядра сети, объясняет директор департамента прикладных решений «Техносерва» Ирина Суркова. Но ставить пробы на всей сети слишком дорого. Поэтому периодически операторы проводят полевые драйв-тесты, объезжая зону покрытия и с помощью специальных устройств замеряя качество связи. Именно из таких тестов, по словам Сурковой, и родилась идея измерять качество связи с помощью мобильных телефонов, принадлежащих абонентам. Это позволяет существенно расширить сеть измерителей.

Есть два способа установки программы, измеряющей качество связи: либо запись на sim-карту, либо установка в виде приложения, работающего поверх системы Android, iOS и др., рассказывает Суркова. В первом случае есть технические ограничения, но зато оператор может установить это приложение сам, незаметно для абонента. Во втором случае установить программу без ведома пользователя не получится, хотя она может быть предустановлена на брендированных смартфонах или встроена в другое приложение, говорит Суркова. Операторы, по ее словам, часто ставят такие приложения на телефоны своих сотрудников.

Именно по такому пути пошел «Вымпелком», запустив проект Mobile Quality Analyzer (MQA). На первом этапе в нем участвовали около 800 сотрудников оператора, говорит представитель «Вымпелкома», и было проведено более 4 млн измерений по всей России - от Калининграда до Хабаровска. Теперь оператор готовится предложить поучаствовать в измерениях самим абонентам.

Пока, по словам представителя «Вымпелкома», приложение измеряет только качество мобильной передачи данных. На смартфон под управлением Android устанавливается приложение, которое каждые пять минут скачивает с сервера тестовую картинку и измеряет скорость загрузки в разных географических точках. Результаты передаются оператору и сохраняются в базе данных для дальнейшей обработки. Приложение может работать в двух режимах - пассивном (активизируется только тогда, когда абонент начинает пользоваться интернетом) и активном (работает постоянно). Сотрудники «Вымпелкома» используют эту программу в активном режиме, но это приводит к очень быстрому расходу заряда аккумулятора. Поэтому абонентам оператор предложит использовать приложение в пассивном режиме.

MQA - разработка производителя операторского оборудования Nokia Solutions & Networks (NSN). «Мегафон», по словам его представителя Павла Шайдурова, тоже работает с MQA. Предложение использовать это приложение для измерения качества связи получала от NSN и МТС, знает топ-менеджер производителя, но она отказалась. МТС пошла по другому пути - договорилась о сотрудничестве с «Яндексом». В новой версии «Яндекс.Карт» для мобильных устройств под управлением Android есть раздел «Мониторинг связи МТС», где ее абонент может сообщить о недостаточной скорости доступа в интернет, помехах при разговоре, невозможности дозвониться, обрыве соединения, отсутствии сети или доступа к интернету (сообщение отправляется оператору сразу, как только доступ появляется) и т. д. Местоположение абонента определяется автоматически, и информация поступает в службу техподдержки оператора.

Озабочены мониторингом качества связи и власти Москвы. Московский департамент информационных технологий (ДИТ), по словам его представителя Константина Горохова, также планирует исследовать качество связи в городе с помощью программы, установить которую на смартфоны предложат абонентам-добровольцам. Пока, правда, проект еще не запущен, так как под него не выделены средства.

Читать ещё
Preloader more