Статья опубликована в № 3410 от 16.08.2013 под заголовком: «Мы теряли деньги, и это не может продолжаться», - Мишель Комб, генеральный директор Alcatel-Lucent

«Мы теряли деньги, и это не может продолжаться», - Мишель Комб, генеральный директор Alcatel-Lucent

Как заработать на взрывном росте объема данных, передаваемых в сетях? Что обеспечит безопасность данных? Почему Alcatel-Lucent делает ставку на работу в России, в том числе с госструктурами?
Мишель Комб, генеральный директор Alcatel-Lucent
Simon Dawson / Bloomberg
1991

технический советник министра транспорта Франции

1996

главный исполнительный директор GlobeCast

2003

финансовый директор France Telecom

2006

председатель и главный исполнительный директор TDF Group

2008

главный исполнительный директор по европейскому региону Vodafone

2013

назначен генеральным директором компании Alcatel-Lucent

Что ждет Россию

«В России тоже начнется процесс консолидации [в области телекоммуникаций]. Сейчас у вас есть сильные игроки, которые имеют возможность инвестировать и делают это. Но необходимо пересмотреть отраслевое законодательство, потому что оно разрабатывалось прежде всего для создания конкуренции. 20 лет назад телекоммуникационная отрасль была монополией. Монопольный рынок не способствует появлению инноваций, потому что при отсутствии конкуренции нет стимулов для их развития. Таким образом, на первом этапе задачей регулятора было создание конкуренции. Сейчас, когда в разных странах уже достаточно игроков, стоит задуматься над тем, как не только обеспечить конкурентную среду, но и сделать так, чтобы операторы могли инвестировать в будущее».

«Большой брат» в мусорном баке

С развитием новых технологий и сервисов вопросы безопасности данных выходят на передний план. По словам Мишеля Комба, пользователи хотят, чтобы их данные были защищены: «И для решения этой задачи мы используем все возможные средства в области кибербезопасности. Вопросы защиты данных обсуждаются сегодня на правительственном уровне, и мы видим для себя возможности в этой области». В Великобритании еще в 2009 г. была основана общественная организация Big Brother Watch. Она занимается вопросами вмешательства в частную жизнь и использования личных данных, просветительской деятельностью в области контроля за личными данными. На днях она вмешалась в громкий скандал, разразившийся в Лондоне. Выяснилось, что мусорные урны, которые все лето стояли в лондонском Сити (на фото), собирали информацию о прохожих, считывая уникальные идентификационные номера их мобильных устройств и фиксируя их маршруты и время, проведенное в соседних заведениях. За одну одну неделю урны зафиксировали более 4 млн попаданий мобильных устройств в зону слежки и установили 530 000 «уникальных» прохожих. Собранные данные Renew решила продать: в июне она сообщила на своем сайте, что собранные данные - это «мощный инструмент для корпоративных клиентов и ритейлеров», который может быть использован для прогнозирования потребительских предпочтений владельцев мобильных устройств. Когда 8 августа детали технологии были раскрыты интернет-журналом Quartz, эта история привлекла внимание Big Brother Watch. Руководство управляющей компании лондонского Сити тут же обратилось к Renew с требованием немедленно прекратить слежку за прохожими. Генеральный директор Renew Каве Мемари заявил The Independent, что компания собирает анонимную, агрегированную информацию по устройствам, а не персональные данные: «Мы не знаем, кто это».

Alcatel-Lucent

производитель телекоммуникационного оборудования. почти 100% акций - в свободном обращении. крупнейшие акционеры: Brandes Investments Partners (2,68%), Pzena Investment Management (2,42%), Manning & Napier Advisors (2,39%), Tradewinds Global Investors (2,35%). Капитализация - 4,6 МЛРД. ЕВРО. Финансовые показатели (2013 г.): выручка - 14,4 млрд евро, чистый убыток - 1,37 млрд евро. Производит оборудование для фиксированной, мобильной связи, широкополосного доступа в интернет, предоставляет широкий спектр телекоммуникационных услуг. Штаб-квартира - в Париже. Работает в более чем 130 странах. Владеет исследовательским центром в области телекоммуникаций Bell Labs.

Alcatel-Lucent, пионер рынка оборудования для сетей мобильной связи четвертого поколения и владелец патента на формат mp3, переживает трудные времена. Компания уже не первый год теряет долю рынка и терпит убытки, а сейчас проводит крупнейшую в ее истории реорганизацию - с момента слияния в 2001 г. французской Alcatel c американской Lucent. Новый гендиректор Alcatel-Lucent Мишель Комб рассказал «Ведомостям», как он собирается вернуть компанию к прибыльности и как в этом ему поможет бум на рынке мобильного интернета.

- Вы долго работали на руководящих постах в операторах связи. По-вашему, насколько остро стоит проблема отношений операторов с так называемыми Over the Top компаниями (ОТТ-компании) типа Google, Amazon, Skype? Они генерируют большой трафик, но практически не платят операторам за нагрузку на их сети.

- Я считаю, что наличие OTT-компаний - это хорошо для отрасли в целом. Они обеспечивают рост объема передачи данных в сетях. А что в конце концов важно для оператора и производителя, как не рост трафика? И поэтому, когда OTT-компании приходят с новыми сервисами и новыми приложениями, которые пользуются спросом у потребителя, я думаю, это хорошо.

Представьте себе: я строю дороги и жалуюсь на жизнь, потому что по этим дорогам ездят грузовики. Хотя, наоборот, я должен благодарить небо за то, что есть грузовики и что они ездят по моей дороге. Потому что они платят за пользование дорогой и это позволяет мне и дальше строить.

То есть OTT-компании стимулируют загрузку сети. Давайте вспомним, что сделала компания Apple: она предложила терминальные устройства нового типа, открывшие новые возможности для пользователей, и вслед за этим стала развиваться связь 3G.

Но я считаю, что те OTT-компании, которые создают большой дополнительный трафик в сетях, должны каким-то образом принимать участие в финансировании сетевой инфраструктуры. Это могут быть как прямые инвестиции, так и косвенное финансирование. Например, если клиент OTT-компании хочет получить индивидуальный пакет услуг, будь то скорость или объем передаваемых данных, он должен заплатить больше за доступ к ним.

Никогда не надо воевать с инновациями. Инновации помогают нам расти и создавать услуги нового типа. Просто надо сделать так, чтобы на этом поле у всех игроков были равные условия и чтобы законодательство относилось ко всем одинаково, что обеспечивало бы справедливое распределение доходов между всеми игроками.

Если мы хотим устойчивого развития цифровой экосистемы, то нам нужны OTT-компании, которые приносят деньги, нам нужны операторы, которые приносят деньги, нам нужны вендоры, которые приносят деньги, нам нужны собственники контента и поставщики приложений, которые приносят деньги. Это единственный способ заставить работать всю экосистему в целом.

- Как вы считаете, что ждет голосовую связь в будущем с появлением таких сервисов, как Skype, Viber, Whatsapp?

- Это вопрос скорее к операторам. Но и здесь я скажу, что невозможно заблокировать подобные сервисы. Если такие сервисы появляются и если они нужны пользователям, то они в любом случае будут развиваться.

Поэтому если вы - оператор, то вам нужно постараться предложить услуги, которые будут лучше, чем, например, Skype. И в этом вопросе мы помогаем операторам оставаться конкурентными благодаря использованию таких технологий, как IMS и Voice-over-LTE.

Наши решения позволяют операторам добавить к стандартному пакету услуг новые дополнительные услуги, например видеотелефонию, голосовые услуги высокого качества (HD voice) и т. д. В этом случае абонентам не надо обращаться к OTT-компании, так как они могут получить все услуги в рамках одного пакета от своего оператора. Это один из способов. Все операторы работают в этом направлении, стараясь повысить качество обслуживания.

Часто OTT-компании появляются именно потому, что мы, производители и операторы, недостаточно инновационны.

Второе, конечно, - это ценообразование. Цена услуг, предлагаемых вендором оператору и оператором потребителю, должна учитывать эту новую реальность. Ведь OTT-компании появляются только потому, что существует сама возможность передачи данных в сетях. А за эту возможность надо платить справедливую цену. Я только хочу сказать, что нам следует очень внимательно относиться к тому, как недобросовестные OTT-компании пытаются убедить пользователей, что все услуги можно получать бесплатно.

Skype и другие компании не существовали бы без сетей передачи данных, которые построены операторами с помощью вендоров. Поэтому важно понимать: любой сервис имеет свою стоимость и должен быть оплачен по справедливой цене.

Если это соблюдается, инновации будут развиваться. Надо всего лишь помнить, что не бывает ничего бесплатного. Но, повторюсь, мы сможем жить без Skype, но мы не сможем жить без таких операторов, как МТС, «Вымпелком», «Мегафон», «Ростелеком», которые обеспечивают передачу данных в сетях. Потому что в итоге, чтобы получить доступ ко всем сервисам OTT-компании, нужно иметь доступ к услугам передачи данных.

- Вы возглавили Alcatel-Lucent в непростой для компании момент - у нее серьезный долг, она нуждается в финансировании.

- Вы правы, момент действительно непростой. Тем не менее у отрасли, в которой мы работаем, очень хорошие перспективы. Взрывообразный рост трафика передачи данных ведет к тому, что нашим заказчикам - операторам связи - требуется все больше сетевого оборудования. Это гарантирует рост спроса на оборудование для таких производителей, как Alcatel-Lucent.

Мое первое решение было направлено на то, чтобы определить, в каких областях мы будем работать. Раньше наш портфель продуктов, возможно, был слишком широк, и это не позволяло нам полностью сосредоточить финансовые ресурсы в наиболее перспективных направлениях. Прежде Alcatel-Lucent была компанией общего телекоммуникационного профиля - она продавала различные интегрированные решения в основном крупным операторам. Теперь компания будет работать с более широким кругом заказчиков - и с не очень крупными операторами, интернет-компаниями и клиентами из стратегических отраслей промышленности

- На что будет сделана основная ставка?

- Я хочу сосредоточиться на развитии двух основных направлений, в которых Alcatel-Lucent особенно сильна. Во-первых, это производство сетевых IP-решений - оборудования для маршрутизации, IP-транспорта, включая оптические и радиорелейные системы, и IP-платформ. Во-вторых, мы будем активно развивать направление сверхширокополосного доступа - как мобильного, так и фиксированного.

Также нам необходимо гарантировать быстрые поставки и быть конкурентоспособными с точки зрения цены. Для этого мы будем снижать операционные расходы и фиксированные затраты компании. Я уже объявил о программе сокращения фиксированных затрат на 1 млрд евро, что позволит уменьшить себестоимость и добиться лучших, вернее сказать, правильных цен в отрасли.

- За счет чего будут сокращаться расходы? Планируете ли вы отказаться от каких-то категорий продуктов, увольнять персонал?

- Я пока не могу раскрыть все подробности. Могу только сказать, что в последние годы мы теряли деньги и это не может дальше продолжаться, если мы хотим инвестировать в наше будущее.

Конечно, мы будем снижать инвестиции в не приоритетные продукты, и это будет одним из способов сокращения затрат. Кроме того, нам придется улучшить корпоративное управление, управление поставками, производством и закупками. Я уже изменил организационную структуру компании. Как раз сейчас мы формируем бизнес-направления, которые будут полностью контролировать весь процесс создания продукта - от идеи и ее разработки до производства и внедрения. Это позволит гарантировать полную ответственность и контроль за результатами.

Сейчас еще рано говорить, по каким направлениям бизнеса мы будем корректировать свои инвестиции в исследования и разработки, так как это требует консультаций с нашими заказчиками и социальными институтами для оценки возможных результатов. Параллельно Alcatel-Lucent будет наращивать инвестиции в научные разработки (НИОКР) в области сетевых IP-решений и сверхширокополосного доступа.

- Цель вашего нынешнего визита в Россию?

- Россия для Alcatel-Lucent - важный рынок, обладающий огромным потенциалом и очень сильными игроками. Поэтому Россия стала первой страной, в которую я приехал сразу после обнародования нашей новой стратегии развития. И я рассказал об этой стратегии нашим партнерам - российским операторам. Я не буду комментировать, над какими конкретно проектами мы сейчас работаем, но скажу, что у нас с российскими заказчиками сложились очень хорошие отношения, которые мы ценим и хотим развивать дальше.

Ваш рынок стремительно переходит на инновационные IP-технологии и технологии широкополосного доступа. Мы видим, что внедрение инновационных технологий поддерживается в том числе правительством России. Существует очевидная связь между инвестициями в создание телекоммуникационной инфраструктуры и ростом экономики страны (ВВП).

- Кто ваши самые крупные клиенты в России, каким операторам вы планируете продавать ваши решения в области LTE?

- Я вхожу в совет директоров МТС, и я хорошо знаю эту компанию. Но мы работаем в России со всеми ведущими операторами связи - МТС, «Вымпелкомом», «Мегафоном», «Ростелекомом», «Основой телеком» и др. Мы также работаем в так называемых стратегических отраслях, с крупными компаниями и государственными предприятиями. И я намерен вместе с нашей российской командой - а в Alcatel-Lucent в России работают сотни людей - и дальше укреплять отношения со всеми заказчиками, как с операторами связи, так и с крупными компаниями и государственными предприятиями.

Alcatel-Lucent уже много лет работает на этом рынке, и я намерен продолжать развивать не только коммерческие, но и партнерские отношения, такие как, например, с государственной корпорацией «Ростех».

Мы начали работать вместе в 2009 г., создав первое совместное предприятие в области разработки и производства высокотехнологичного телекоммуникационного оборудования на основе IP-технологий. Государственная корпорация «Ростехнологии» - это команда очень талантливых специалистов и профессионалов высокого уровня. Для нас это очень важно. Мы довольны нашим сотрудничеством и развиваем его в области инновационных беспроводных технологий. Что касается LTE, то Alcatel-Lucent одной из первых начала работы в этой области. Мы - сильный игрок на американском рынке, самом развитом на сегодня с точки зрения внедрения технологии LTE. Alcatel-Lucent занимает значительную долю этого рынка, где мы развернули для операторов Verizon и AT&T самые крупные в мире сети LTE.

Кроме того, у нас сильные позиции в Китае, а это второй по величине рынок LTE в мире. Хотя на рынке LTE существует определенная конкуренция, мы планируем играть центральную роль в дальнейшем развитии и продвижении этой технологии, в том числе и в России.

В этой области мы обладаем передовыми технологиями. В частности, очень большое внимание мы уделяем развитию так называемых малых сот, которые представляют следующий этап развертывания LTE и позволяют создать распределенную архитектуру сети, а также увеличить зону покрытия и улучшить качество предоставляемых абонентам услуг. Эти вопросы мы как раз и обсуждаем сейчас с российскими заказчиками.

- Какова ваша доля рынка в России?

- Мы не раскрываем цифры, относящиеся к деятельности компании в отдельно взятой стране. Но я вижу, что Alcatel-Lucent усилила позиции в области беспроводной связи. У нас очень сильные позиции в области сетевых IP-технологий, в частности в сфере IP-маршрутизаторов и оптического транспорта. Это направление является одним из приоритетных для нашей команды. Взрывной рост объема данных, создаваемый смартфонами, планшетами и другими устройствами, требует от сети передачи все большего объема трафика данных, а это, в свою очередь, требует все больше маршрутизаторов и транспортных каналов. И это уже наша задача.

- Сейчас сложности испытывают многие европейские телекоммуникационные компании. С чем это связано? Играет ли роль острая ценовая конкуренция со стороны китайских вендоров?

- Я с оптимизмом смотрю на будущее отрасли. И не сомневаюсь, что взрывной рост объема данных, передаваемых в сетях, находится в своей начальной фазе. Я ни разу не видел пользователя смартфона, который бы сказал: знаете, мне не нужен смартфон. Наоборот, я вижу стремительное распространение таких устройств. Сегодня это смартфоны и планшеты, завтра - средства межмашинной коммуникации, таким образом, количество подключенных устройств в ближайшие годы вырастет астрономически. Они будут создавать объем данных в сетях, а эти сети кто-то должен строить.

Но пользователи также хотят, чтобы их данные были защищены. И для решения этой задачи мы используем все возможные средства в области кибербезопасности. Вопросы защиты данных обсуждаются сегодня на правительственном уровне, и мы видим для себя возможности в этой области.

Я уверен, что отрасль телекоммуникаций будет продолжать стремительно развиваться - и, может быть, даже быстрее, чем мы это предполагаем сегодня.

Правительства многих ведущих государств уделяют большое внимание развитию телекоммуникационной инфраструктуры. Нужно отметить, что в разных регионах мира отраслевая ситуация развивается по-разному. В Северной Америке, например, рынок переживает бум, операторы делают серьезные инвестиции и обращаются к поставщикам, таким как Alcatel-Lucent, для создания современных сетей. Они разрабатывают новые сервисы, новый контент, что привлекает абонентов, готовых платить. Это приводит к появлению у операторов свободных средств, которые они могут инвестировать в развитие сети. Я называю это «круг эффективности». Такая же ситуация наблюдается в Азии.

Похожая ситуация складывается и в России: операторы активно инвестируют в фиксированные сети, планируют развертывать сети LTE. Я вижу повсюду на улицах рекламу LTE-услуг. Все ведущие операторы России стремятся предоставлять новые услуги.

Единственное место в мире, где инвестиции в телекоммуникации недостаточны, - это Западная Европа. Но я считаю, что и там ситуация изменится, потому что инвестиции в телекоммуникационную инфраструктуру для Западной Европы необходимы, если она думает о будущем.

Я настроен очень позитивно и с оптимизмом смотрю на долгосрочную и среднесрочную перспективу, потому что абсолютно уверен в невозможности остановить взрывной рост объема данных, передаваемых в сетях. Но я, как реалист, также понимаю, что в нашей отрасли сохранится острая конкуренция. Я сталкиваюсь с крупными компаниями - западноевропейскими, американскими, китайскими - у них всех очень разные истории. Но тем не менее все стараются развивать свои сильные стороны.

- Почему в Европе сложилась такая ситуация?

- Мне кажется, что в Европе мы сегодня находимся в порочном круге. Там слишком высока фрагментация рынка, слишком много небольших операторов, которые не имеют возможности инвестировать в развитие сетей.

Так как операторы не могут инвестировать в новые сервисы и приложения, единственным способом конкуренции для них остается цена. И цены падают, падают и падают. А когда цены падают, нельзя повысить рентабельность и, соответственно, инвестиции. Необходимо развивать законодательство, чтобы оно разрешало консолидацию, и Брюссель уже начинает задумываться над этим.

Чтобы у операторов были необходимые возможности, регулятор должен учитывать не только краткосрочные инвестиции, но и отраслевую логику, которая важна для динамичного, долгосрочного развития отрасли.

И меня радует тот факт, что я слышу множество голосов по всей Европе, заявляющих то же самое. С этим согласно французское правительство и правительства других стран, об этом открыто говорят операторы, требуя возможности консолидироваться и инвестировать. Например, недавно компания Vodafone приобрела Kabel Deutschland, консолидировав тем самым немецкий рынок, и получила за счет этого необходимые знания, опыт работы на этом рынке и масштаб, обеспечив таким образом возможность инвестировать в дальнейшее развитие.

Я думаю, что через несколько лет Европа пойдет по американскому пути. В США 10 лет назад ситуация была аналогичной той, что я сейчас вижу в Европе: большое количество различных операторов и огромная конкуренция, а отсюда - недостаток средств на инвестиции и, как следствие, исчезновение вендоров.

Вспомните компанию Motorola, вспомните Nortel - они исчезли, потому что на том этапе операторы не могли инвестировать, соответственно, производители не могли заниматься инновациями. В тот момент в отрасли не было достаточно денег для инвестиций ни в новые приложения, ни в новые сервисы. И в конце концов это перестало нравиться абонентам: качество обслуживания было не на высоте, абоненты не хотели за это платить - и так все оказались в порочном круге.

Затем регулятор разрешил процесс консолидации в отрасли, чтобы операторы немного «выросли», смогли зарабатывать больше денег и инвестировать в свои сети, повышая тем самым качество обслуживания. Это дало возможность производителям развивать инновационные технологии, которые позволили операторам предложить абонентам новые сервисы, например LTE. Кроме того, операторы стали больше инвестировать в приложения, в контент и в новые устройства, повышая тем самым качество обслуживания. В результате довольный потребитель был готов платить справедливую цену за услуги. Итак, мы вышли из порочного круга и вошли в круг эффективности.

- Вы упомянули, что у Alcatel-Lucent значительная доля рынка в Китае. С недавних пор Китай, США и Европа активно обсуждают вопросы кибербезопасности на сетевом оборудовании. В частности, в США и Великобритании обвиняют китайские компании в шпионаже и, наоборот, китайские компании обвиняют американские в закладках. Что вы думаете об этой ситуации и насколько серьезно она влияет на ваши позиции?

- Если честно, этот вопрос не совсем ко мне. Это, скорее, задача правительства, а не поставщика. Как гражданин, я считаю, что защита данных нужна. И здесь всегда встает один и тот же вопрос: как соблюсти правильный баланс между безопасностью и свободой. И периодически появляются люди, противопоставляющие безопасность и свободу.

Мне как гражданину, с одной стороны, нужна безопасность, я хочу, чтобы мои данные были защищены, а с другой - мне нужна полная свобода действий. Этим вопросом должны заниматься политики или правительства.

Как поставщик оборудования я могу сказать, что вопросы кибербезопасности являются чрезвычайно важными для нас. Реализуя проекты Alcatel-Lucent, я хочу быть надежным поставщиком и гарантировать операторам, что оборудование компании обеспечит им необходимый уровень защиты.

Мы также предлагаем операторам некоторые услуги по обеспечению защиты данных, а именно помогаем им проводить диагностику сети, чтобы понять, подвергаются ли они кибератакам, и предоставляем консультации в этой области.

В таких проектах я выступаю как поставщик, и я твердо уверен, что вопросам защиты данных будет уделяться все больше и больше внимания, в том числе со стороны государства, потому что этого будут требовать пользователи. Но я не могу комментировать то, что делает американское или китайское правительство. Я не политик.

- Чувствуете ли вы, например, влияние китайской ситуации на ваши продажи в Китае? Предъявляют ли местные власти какие-то требования к безопасности?

- Повторюсь, обеспечивать равные правила игры для всех поставщиков - это дело правительств и международных организаций. Моя задача - обеспечить лидерство компании в своей отрасли. А задача Организации экономического сотрудничества и развития или правительств - обеспечить равные возможности для всех игроков отрасли. Чтобы никто не мог играть не по правилам.

- В российском Минкомсвязи говорят, что ведомство сейчас ведет переговоры со всеми зарубежными производителями телекоммуникационного оборудования и просит их открыть исходные коды ПО. Ведутся ли с вами такие переговоры? Откроет ли компания исходники? Каким образом Alcatel-Lucent демонстрирует безопасность оборудования и отсутствие шпионских закладок, например, для спецпотребителей (военные и госструктуры)?

- Оборудование, которое поставляется в Россию, соответствует всем требованиям российского законодательства. Кроме того, в рамках деятельности нашего совместного предприятия с ГК «Ростех» мы сертифицируем оборудование на соответствие различным уровням требований к информационной безопасности, включая инспекцию исходных кодов соответствующими государственными органами в области информационной безопасности.

Читать ещё
Preloader more