Статья опубликована в № 3395 от 26.07.2013 под заголовком: Американский диплом удешевляет каско

Американский диплом удешевляет каско

Американцы без высшего образования вынуждены переплачивать за полисы каско до 45%, подсчитали в федерации потребителей США. В России такой дискриминации нет

Автовладельцы рабочих профессий, так называемые синие воротнички, не имеющие высшего образования, платят за автомобильную страховку на 5-45% больше, чем их соседи по дороге, получившие диплом о высшем образовании и избегающие работы на заводе у станка. К таким выводам пришла Американская федерация потребителей (CFA), проведя анализ полисов от 10 крупнейших автостраховщиков. Сравнение проводилось на примере незамужней женщины 30 лет с доходом в $30 000, управляющей десятилетней Honda Civic без аварий и нарушений правил в течение 10 лет (см. врез).

В CFA считают, что выявили сегрегацию по образованию у компаний Geico, Progressive, Liberty Mutual и Farmers Insurance. Так, рабочий без высшего образования в Сиэтле может купить полис от Geico за $870, а человек c высшим образованием - за $599.

Исполнительный директор CFA Стивен Бробек отмечает, что если цена за полис для рабочего превышает $2000 (см. таблицу), то страховщики либо вообще не заинтересованы в потребителях, либо им неинтересно их обслуживать. В результате 25-33% водителей с доходом менее $36 000 не имеют автостраховки. Действия страховщиков можно считать дискриминацией в зависимости от благосостояния человека, считает Дж. Роберт Хантер, директор CFA по страхованию и бывший страховой комиссар Техаса. Государству следует запретить использовать при продаже полисов демографические факторы, такие как образование и место работы, уверен он.

«В США существуют партнерские проекты между страховщиками и вузами или предприятиями, позволяющие сотрудникам заводов или студентам получать скидки на автострахование в конкретных страховых компаниях», - замечает гендиректор «Либерти страхования» Сергей Ковальчук. По его словам, в России наличие высшего образования или работа на предприятии не учитываются в тарифах автостраховок. Если говорить о влиянии данных факторов на убыточность по полисам каско, то пока прямое воздействие оценить сложно, так как нет нужной статистики, добавляет Ковальчук.

Учитывать подобные факторы в России нецелесообразно, считает заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов: нет ни базы статистики, ни исследований, показывающих зависимость аварийности от образования. Лишь при расчете стоимости полисов от несчастного случая учитывается место работы, добавляет он.

«Понятия справедливости и дискриминации в расчете страховых тарифов не вполне уместны», - считает заместитель гендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев: если тариф актуарно рассчитан на основании статистики убыточности, то более высокие тарифы для какой-то группы населения - «это математика, а не попытка ущемить их права». В некоторых случаях может быть обратная дискриминация, добавляет он: когда более высокие тарифы установлены для группы населения, которая, по расчетам, должна иметь меньший тариф, но компенсирует часть расходов необеспеченным слоям.

Читать ещё
Preloader more