Саморегулируемое качество

Низкое качество выпускников объясняется тем, что стандарты обучения существуют отдельно от профессиональных, считают эксперты
400 млн и годы на адаптацию. Максим Топилин

министр труда РФ. «В министерство с начала года поступило более 70 заявок на разработку профстандартов. Мы уже начали работать с крупными компаниями по формированию детализированного перечня профстандартов, чтобы затем они смогли приступить к их разработке. Сейчас в планах – 800 стандартов, на создание которых зарезервировано по 200 млн руб. на этот и следующий год. Недавно объявлен конкурс на разработку 50 профстандартов, и в конце года мы получим первые. Важно запустить этот процесс, но на адаптацию всей системы уйдут годы».

Качество образования оказывает огромное влияние на экономику страны. О том, что с нашей системой профессионального обучения что-то не так, можно судить по соотношению уровня жизни в России (2/3 от уровня ЕС) к производительности (1/2 от стран ЕС), т. е. мы «проедаем» экономику, заявил в мае на конференции «Ведомостей» о разработке новых профессиональных стандартов министр экономического развития Андрей Белоусов. Существует огромная пропасть между тем, чему учат, и тем, что нужно на практике, особенно в производственной сфере. Даже выпускников базовых кафедр приходится учить по-новому, рассказывает Андрей Митюков, заместитель генерального директора по персоналу «Северстали».

Причина в том, что учебным заведениям никто не предъявляет требования по проверке компетенций и квалификаций выпускника, добавляет Георгий Медведев, вице-президент Ассоциации региональных банков России.

Вместе с тем предъявлять нечего – у нас образовательные стандарты существуют отдельно от профессиональных. Стандарты «третьего поколения» в образовании были приняты в 2009 г., но единый тарифно-квалификационный справочник не обновлялся с советских времен, за исключением локальных правок по отдельным видам деятельности. К тому же появились новые специальности, для которых стандартов в принципе не существует. Нужно осовременить требования к квалификациям и на их основе разрабатывать образовательные программы, что позволит связать подготовку и потребности рынка, высказывает свое мнение министр труда Максим Топилин в интервью «Ведомостям» (скоро будет опубликовано).

В развитых странах квалификации и стандарты предлагают и утверждают профессиональные ассоциации и объединения. Насколько эффективно такое саморегулирование, можно увидеть на примере конкурса World Skills International (WSI). Раз в год студенты соревнуются в профессиональном мастерстве, что дает возможность выявить наиболее практикоориентированные обучающие программы. Ежегодно экспертный совет с участием представителей бизнеса на треть меняет конкурсное задание по каждой специальности, поэтому раз в три года происходит ее полная адаптация к новым технологиям и потребностям. Список специальностей также постоянно меняется – страны-участницы могут предлагать новые, по словам Стефана Прашла, вице-президента WSI. Россия к этой площадке присоединилась в мае 2012 г. (в июле пять человек будут впервые участвовать в конкурсе), но участие добровольное и происходит на уровне конкретных регионов (их уже 19), заинтересованных приблизить обучение к международным профессиональным стандартам, говорит его сторонник Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ. Он возглавил работу по «дорожной карте» «Создание национальной системы квалификаций и компетенций» (НСКК), которая также призывает к саморегулированию стандартов профессионального обучения и должна в конце июня поступить в правительство.

Инициатива [разработки профессиональных стандартов] должна идти от работодателя, уверен и Топилин. Минтруд уже объявил конкурс на разработку стандартов по 50 специальностям из 800, которые заменят несколько тысяч старых (см. врез).

Вопрос в том, будут ли эти правила добровольно использовать компании, а главное – образовательные учреждения. 10 лет назад Ассоциация предприятий компьютерных информационных технологий разработала полный набор профессиональных стандартов в сфере IT, согласовала их с международным сообществом и Минобразования и вывесила на сайте. Но вузы их не приняли, рассказал Олег Бяхов, директор по развитию IBM в России и СНГ.

Выход есть, считают эксперты, нужно заинтересовать компании инвестировать в разработку программ. Основной фокус нужно сместить со школы и вуза на переподготовку кадров и систему дополнительного обучения, где большая роль будет принадлежать компаниям и созданным с их участием образовательным учреждениям, т. е. дуальной системе обучения, уверен Роман Денискин, партнер и управляющий директор BCG.

Пример такого проекта – Первоуральский металлургический колледж, на него потратили 500 млн руб. Челябинский трубопрокатный завод и 200 млн – администрация Свердловской области. АСИ и Минобрнауки планируют начать создание дуальной системы с проведения конкурса, на котором будут определены четыре пилотных региона. Ключевым партнером выступит Германия, где для подготовки будущих кадров бизнес тратит около 18 млрд евро в год, в то время как вклад государства в систему составляет всего лишь 2,9 млрд. Пропорции финансирования будущей российской дуальной системы пока не раскрываются, однако роль бизнеса также должна стать существенной.

Госфинансирование вузов также можно увязать с финансовым участием бизнеса, считают эксперты.

Читать ещё
Preloader more