Статья опубликована в № 3343 от 14.05.2013 под заголовком: Госполитика: У всех видов транспорта серьезные проблемы

Госполитика: У всех видов транспорта серьезные проблемы

Раньше мы говорили, что транспорт со своими задачами справляется. И это было зафиксировано в предыдущей версии транспортной стратегии. Теперь мы признаем, что у всех видов транспорта есть серьезные проблемы.

Вот несколько цифр. По данным Всемирного банка, инфраструктурный фактор на 40% определяет конкурентоспособность экономик. А мы в различных рейтингах занимаем по качеству инфраструктуры далеко не первые места. В целом Россия – на 101-м месте, значительно отстает от развитых стран по качеству дорог – 136-е место, портовой инфраструктуры – 93-е, воздушной – 104-е. Вперед нас в этих рейтингах продвигает, конечно же, железная дорога – 30-е. Есть разные рейтинги, но железнодорожная инфраструктура действительно у нас одна из самых развитых.

Сегодня в России наконец сформирован механизм, связывающий все процессы и действия государства по развитию транспортной отрасли. В разработанных документах достаточно хорошо сформулированы и задачи, и ожидаемые результаты, и взаимные обязательства. Прежде всего это транспортная стратегия до 2030 г. Это государственная программа до 2020 г. и ее составные части – федеральные целевые программы. Это планирование бюджета на три года и адресные программы. И все документы друг с другом взаимосвязаны.

Транспортная стратегия откорректирована, и мы считаем, что до 1 июля правительство утвердит ее. Впервые этот документ взаимосвязан с социально-экономическими параметрами развития страны до 2030 г. Этот прогноз уже одобрен правительством, и транспорту в нем уделяется серьезное внимание. Все наши предложения учтены, цифры правдивые, реалистичные и достижимые. Правда, пока еще действует федеральная целевая программа до 2020 г., в которой и объем, и прирост инвестиций в транспорт не такой большой, как нам хотелось бы. Но цифры корректируются, и мы все больше и больше приближаемся к сокращению диспропорции между развитием транспорта и экономики.

Но я бы хотел остановиться не столько на цифрах, сколько на подходах. Очень много в последнее время мы говорим о взаимоотношениях между государством и бизнесом. Они становятся более прозрачными и ответственными. С точки зрения и законодательства, и принимаемых решений, и бюджетов.

Государство в последнее время берет на себя много рисков, шесть лет назад представить такое было абсолютно невозможно. Например, председатель правительства Российской Федерации подписал распоряжение о строительстве моста через реку Лену в Якутске на принципах государственно-частного партнерства. Это контракт жизненного цикла, первый подобный масштабный контракт, в котором четко определены долгосрочные обязательства государства на 14 лет. До этого были только традиционные концессии в дорожной отрасли.

Еще один важный и позитивный момент – обсуждение закона о государственно-частном партнерстве.

Что касается госпрограммы, принятой в декабре 2012 г. Это продуманный и очень ответственный документ. Формат обсуждения был нетрадиционным. Раньше мы принимали федеральные целевые программы достаточно кулуарно, согласовывая их на межведомственном уровне. Сейчас все документы проходят широкое общественное обсуждение. Высказываются экспертные мнения, которые не всегда для нас удобны, но мы к ним прислушиваемся и отражаем в документах, которые принимает правительство.

Ключевой параметр – это, конечно, удвоение мобильности населения. Все решения, которые заложены в стратегические документы, позволят устранить транспортную дискриминацию наших людей и перевозчиков, а также решить одну из основных проблем – безопасности. Это две основные задачи.

Принципы, которые внедрены в программу, тоже кажутся мне достаточно справедливыми – например, адекватная плата за все виды транспорта, начиная от авиации и заканчивая автомобильными дорогами. Да, пользователь платит, но платит справедливую цену.

Хотел бы сказать, что на уровне правительства принимается не одна программа по транспорту. В принятой государственной программе по развитию Дальнего Востока – это тоже существенный шаг вперед – транспорту уделена основная роль. Эти программы плотно друг с другом взаимоувязаны и взаимно дополняют друг друга.

Оценка госполитике

Олег Белозеров, заместитель министра транспорта РФ

Наверное, можно было ожидать такой результат. Но я голосовал все-таки за первый пункт, поскольку активно участвовал в формировании всех стратегических документов и достаточно хорошо представляю взаимосвязь всех процессов и наших действий.

Владимир Якунин, президент РЖД

Я голосовал так, как большинство голосовало, – за третий пункт. Но если пройдут якутские решения (см. подробнее на стр. 13), я буду голосовать совершенно иначе.

Читать ещё
Preloader more