«Дом Дракона»: новым игрокам приготовиться

Сможет ли приквел «Игры престолов» исправить ошибки провального финала

Всего через день после мировой премьеры на HBO 22 августа – на видеосервисе «Амедиатека» состоится официальная премьера первого эпизода «Дома Дракона», одного из самых ожидаемых проектов года. Это приквел популярного сериала «Игра престолов», который расскажет о вражде внутри клана Таргариенов.

Действие развернется за 200 лет до событий «Игры престолов». Иными словами, никто из полюбившихся героев не появится на экране даже в эпизоде. Действующими лицами будут их прапрапрадедушки и прапрапрабабушки, а рассказанные события во многом предопределят грядущие трагедии. Ожидания высоки, но и зрительский скепсис очевиден. Почему – разбирались «Ведомости».

Отцы драконов

В фокусе истории «Дома Дракона» династический кризис на вымышленном континенте Вестерос. Более столетия страной управляет аристократический род Таргариенов, который именует себя Домом Дракона. И это не поэтическая метафора, а гордая констатация факта: Таргариены обладают способностью подчинять себе летающих ящеров (что в полной мере продемонстрировала в «Игре престолов» и Дейенерис Таргариен – Мать драконов, сыгранная Эмилией Кларк). Собственно, именно благодаря огнедышащим союзникам основатель династии Эйегон I Завоеватель в свое время подчинил себе весь материк и основал династию. По его приказу мечи противников сплавили в Железный трон – символ власти над Семью королевствами.

В первом эпизоде (а всего их будет десять) трон занимает потомок Эйегона I – Визерис I (Пэдди Консидайн, играл в «Острых козырьках» и «Типа крутых легавых»), миролюбивый и добрый правитель. Но слишком мягкий для своего века и крайне недальновидный. В полной мере эти качества проявились в вопросе престолонаследия. Согласно традиции главным претендентом на корону после смерти монарха должен стать первенец. Но на беду у Визериса родилась дочь – Рейнира (Эмма Д’Арси из сериала «Искатели правды»). Лорды признают ее наследницей и покорно присягают, не желая ослушаться еще живого и здравствующего короля. Только вряд ли она может надеяться на реальную поддержку: женщины еще никогда не правили Вестеросом.

Казалось бы, спустя годы проблема решается сама собой. После смерти матери Рейниры Визерис женится вторично – на подруге дочери (!) и ее ровеснице, первой красавице королевства Алисенте (Оливия Кук, звезда блокбастера «Первому игроку приготовиться»). В этом браке наконец рождаются мальчики. Алисента справедливо надеется, что кто-то из ее детей унаследует власть, но обычно уступчивый Визерис именно здесь проявляет неожиданную твердость – и отказывается пересматривать свое решение. При наличии сводных братьев наследницей все равно считается Рейнира.

Наконец, своих амбиций не скрывает и младший брат короля Визериса Дейман (Мэтт Смит, 11-й «Доктор Кто»), опытный воитель, наездник драконов и давний противник своего венценосного родственника. Дейман уверен, что именно он более других подготовлен к тому, чтобы занять Железный трон, и у него немало сторонников. В такой ситуации новая игра престолов практически неизбежна. От малейшей искры может возгореться пламя гражданской войны.

Наследники «Престолов»

«Игра престолов» до сих пор остается одним из главных феноменов поп-культуры последних десятилетий. После выхода восьмого сезона прошло уже три года, но фэнтези-сага, как сообщили в пресс-службе «Амедиатеки», ежемесячно входит в топы самых популярных сериалов онлайн-кинотеатра. Заключительный сезон стал не только самым популярным (за первые шесть недель его посмотрели на «Амедиатеке» и на партнерских площадках 16,2 млн раз), но и самым спорным. Эти серии получили самые низкие оценки за всю историю проекта на сайтах Rotten Tomatoes (рейтинг финального эпизода у критиков – 47%), Metacritic (пользователи дали 2,6 балла из 10) и IMDb (4,1 из 10). Помимо понятного скепсиса в отношении продолжений именно смазанный финал саги отчасти снижает ожидания от «Дома Дракона».

Долгая песнь Мартина

В прошлом году HBO подписал пятилетний контракт с Джорджем Р. Р. Мартином, в рамках которого он поработает не только над проектами вселенной «Игры престолов». Среди прочего в его планах экранизация фантаста Роберта Желязны.
Фанаты, конечно, не в восторге, потому что все сторонние активности отвлекают от главного. Писатель все никак не закончит шестую книгу из запланированных семи в цикле «Песнь Льда и Пламени», в которой он должен рассказать свою версию уже экранизированных в «Игре престолов» событий. По последней информации, уже написано более 1000 страниц, но конкретные сроки боится называть даже сам автор.

Показательно, что шоураннеры «Игры престолов» Дэвид Бениофф и Дэниел Бретт Уайсс (подписывается просто как Д. Б. Уайсс), чью карьеру фактически уничтожил последний сезон (в сети до сих пор не утихла волна фанатской ненависти), никакого отношения к продолжению не имеют. При этом преемственность с оригиналом, конечно, прослеживается. Один из шоураннеров «Дома Дракона» – Мигель Сапочник, постановщик знаменитой серии «Битва бастардов», он же поставил пилот и еще два эпизода нового сериала. Второго шоураннера – Райана Кондала (в его фильмографии сценарии к экшену «Рэмпейдж» и фантастическому сериалу «Колония») предложил сам автор книжного цикла Джордж Р. Р. Мартин – они подружились почти 10 лет назад. Кондал в интервью подчеркивает, что он скорее фанат первоисточника, чем экранизации.

Вернулся создатель легендарной музыкальной темы – немецкий композитор Рамин Джавади. Визуальными эффектами занималась та же студия Pixomondo, отвечавшая в оригинальном сериале за сцены с драконами (за работу в «Игре престолов» они получили три премии «Эмми»). В приквеле им явно прибавилось работы. Если на службе у Дейенерис было всего три рептилии, то здесь их будет сразу 17. И каждая со своим уникальным дизайном и характером.

Словом, негласное правило успешного продолжения соблюдено: базовые элементы формулы сохранены, а масштаб увеличен. Как писал Variety со ссылкой на источник, бюджет первого сезона «Дома Дракона» составил около $200 млн (один эпизод стоил порядка $20 млн), что больше затрат на финальный и самый масштабный сезон оригинала (там был ценник $15 млн за серию). Цифры впечатляющие, но не рекордные. В Amazon выложили за конкурирующий фэнтези-сериал по мотивам «Властелина колец» более чем в 2 раза больше. Производственные затраты на первый сезон «Колец власти» (показ запланирован на сентябрь) то же издание оценивает в $465 млн.

Оправданная жестокость

Финал «Игры престолов» вызвал острую реакцию аудитории из-за потери главного конкурентного преимущества. Сериал полюбили за сложно устроенную драматургию писателя Джорджа Р. Р. Мартина, разыгранную с нетипичной для современного телевидения почти средневековой жестокостью. Однако сериал снимался быстрее, чем писались книги. Начиная с пятого сезона, авторы убежали вперед и стали использовать черновые наработки писателя, заполняя лакуны собственной фантазией. Сам Мартин лишь консультировал, но в написании сценариев не участвовал. В итоге от фирменной сложности и жестокости не осталось и следа. Персонажи стали площе, их поступки зачастую были слабо мотивированы, сюжетные траектории страдали схематизмом.

$465 млн

выложил Amazon за конкурента «Дома Дракона» – сериал по мотивам «Властелина колец», который выйдет в сентябре

На первый взгляд кажется, что приквел учел ошибки предшественника. Да, Мартина снова нет среди сценаристов – он стабильно отказывается работать в этом качестве до окончания романа «Ветра зимы». Но сценарий «Дома Дракона» основан на его законченной и опубликованной книге «Пламя и кровь» (у которой, впрочем, тоже заявлено продолжение). Важная деталь – это не роман в привычном понимании, а 500-страничная стилизация под историческую хронику, и писалась она первоначально для путеводителя по миру цикла «Песнь Льда и Пламени» как чисто фанатское чтение. Сюжет описан широкими мазками – годы, а то и десятилетия пересказываются одной страницей.

С романами, которые легли в основу сериала «Игра престолов», эту «хронику» просто невозможно сравнивать. Важное ноу-хау Мартина-романиста – повествование в тех, основных книгах цикла, начиная с «Игры престолов» (которая подарила название всей экранизации), ведется попеременно от лица разных персонажей. Мы подробно узнаем историю каждого участника драмы, его точку зрения на происходящее, досконально разбираемся в мотивах его поступков, отчего помимо нашей воли возникает эмпатия. В итоге в саге нет однозначно положительных или однозначно отрицательных героев – как нет и явного протагониста, которому бы автор симпатизировал больше прочих. К чести Бениоффа и Уайсса, эту амбивалентность хорошо передают первые сезоны – зритель сочувствует всем, даже откровенным (вроде бы) злодеям.

Такая сложная драматургия требует не только таланта и ремесла, но и времени. Не случайно Мартин работает над серией уже больше 30 лет – из-за необходимости придумать в мелочах целый мир и кропотливой работы над персонажами. И, как показали последние сезоны «Игры престолов», даже если сохранить арки героев и ключевые сюжетные повороты, но пожертвовать дотошностью Мартина в проработке деталей и психологических нюансов, магия улетучивается. Иными словами, авторы «Дома Дракона» с самого начала находятся в неравном положении с создателями оригинального сериала – у них нет форы в пять книг, они сразу стартуют с той позиции, к которой предшественники пришли только в середине проекта.

Вселенная расширяется

На «Дом Дракона» уже есть первые положительные отклики – американским критикам показали первую серию. Еще один пристрастный зритель посмотрел почти весь сезон целиком – сам Мартин. Создатели регулярно показывали писателю смонтированный черновой материал, и он делился впечатлениями в своем блоге на официальном сайте. Последний подробный пост Мартин написал в начале июня по итогам девяти просмотренных серий. Прежде всего он подчеркнул, что это «действительно моя история», режиссура и сценарий «первого класса». Также Мартин похвалил работу артистов – и прежде всего Пэдди Консидайна в роли Визериса: тот «смог наделить своего героя трагичным величием».

Однако справедливости ради стоит отметить, что Мартин благожелательно отзывался и о создателях «Игры престолов» и, более того, вступился за них, когда интернет-аудитория обрушилась на шоураннеров после показа восьмого сезона. «Я не понимаю, как люди могут так сильно ненавидеть то, что когда-то любили. Если вам не нравится шоу, ну так просто не смотрите его», – рассуждал он в майском интервью The Independent.

Несколько трагикомична история его участия в пиар-кампании «Дома Дракона». Сначала Мартин отказался присутствовать на фестивале Comic-Con в Сан-Диего из-за новой вспышки коронавируса, потом все-таки его убедили приехать, и он таки подхватил на конвенте ковид. К счастью, быстро оправился, но в итоге пропустил закрытую премьеру в Лос-Анджелесе.

Источники Redanian Intelligence сообщают, что уже пишется второй сезон «Дома Дракона», хотя официально об этом пока не объявлено. В HBO ведут себя более осторожно, чем конкуренты: второй сезон тех же «Колец власти» разрабатывался параллельно с первым.

«Дом Дракона» – первый спин-офф «Игры престолов», но далеко не единственный. Создатели планируют развивать франшизу по примеру «Звездных войн»: как сеть сериалов, частично объединенных общими героями в единую вселенную.

Проект под названием «Девять путешествий» расскажет об одном из протагонистов «Дома Дракона» – мореплавателе по прозвищу Морской змей. «Десять тысяч кораблей», видимо, будут посвящены событиям, которые отделяет от «Игры престолов» тысяча лет, а именно походу принцессы Нимерии на страну Дорн, что на юге Вестероса. Название третьего фильма, «Блошиный конец», намекает на место действия – район трущоб в Королевской гавани (здесь скрывалась Арья после казни ее отца Неда Старка). Кроме того, возможно, будет экранизирован цикл Мартина «Повести о Дунке и Эгге» – о путешествиях странствующего рыцаря и его оруженосца (который тоже из рода Таргариенов).

Была также информация о взрос­лом анимационном сериале. Кроме того, в июне было объявлено об идее первого сиквела «Игры престолов», в котором была бы рассказана последующая судьба Джона Сноу (инициатива исходила от Кита Харингтона, исполнителя этой роли). Но ни одному из перечисленных проектов пока не дали зеленый свет.

Читать ещё
Preloader more