Статья опубликована в № 5397 от 10.01.2022 под заголовком: Контентная лихорадка

В 2021 году производство сериалов увеличилось в 1,5 раза

В 2022 году эксперты ожидают продолжения бума

В 2021 г. телеканалы и видеосервисы выпустили 229 сериалов длиной более четырех эпизодов, премьера почти половины из них – 107 проектов – состоялась на интернет-платформах, следует из данных отраслевого портала kino-teatr.ru. Годом ранее общее количество вышедших на ТВ и платформах таких сериалов составило 152 проекта (52 из которых дебютировали в сети). Соответственно, общий объем производства вырос в 1,5 раза, а количество проектов, вышедших в онлайн, – в 2 раза. Впрочем, разница между двумя средами стирается. Каналы уже сейчас дистрибутируют свой контент по модели catch forward (когда проекты выходят сначала на платформах, а спустя какое-то время – в телеэфире), говорит генпродюсер НТВ Тимур Вайнштейн: «Но проекты, которые являются основными драйверами на телеканалах, на catch forward, конечно, никто не отдает».

Контентному буму предшествовал суперуспешный год для видеосервисов с точки зрения темпов роста: по итогам 2020 г. совокупная выручка российских онлайн-кинотеатров взлетела на 66% до 27,8 млрд руб., следует из данных «ТМТ консалтинга». Свою лепту в успех бизнеса видеосервисов внес пандемийный спрос на контент в интернете. На развлечения в офлайне постоянно накладывали ограничения, поэтому россияне активно смотрели сериалы и фильмы в сети.

Увеличение спроса на сериалы сразу сказалось на их стоимости: в среднем она выросла на 30%, более чем до 25 млн руб. за эпизод, рассказали «Ведомостям» топ-менеджеры двух видеосервисов, руководители крупной медиакомпании и двух кинокомпаний. Самые дорогие проекты, к примеру сериал «Вертинский», как отмечает один из собеседников «Ведомостей», стоили еще дороже – более 50 млн руб. за эпизод. Также на рост стоимости проектов повлиял выход в этом году на рынок производства оригинальных проектов Netflix. Стоимость эпизода для этого стримингового сервиса еще выше – порядка 50–60 млн руб. за эпизод, говорят собеседники «Ведомостей». Только в этом году сервис объявил о запуске в производство трех своих originals, а съемки одного из них – сериала «Анна К» – уже завершены.

Другое следствие контентного бума – началась самая настоящая охота за головами. В 2021 г. было объявлено более чем о 10 эксклюзивных и first look (приоритетное право) сделок с создателями контента – продюсерскими и кинокомпаниями, режиссерами, продюсерами и сценаристами. Это очень комфортные для продюсеров сделки – они получают средства на содержание офиса и покрытие других постоянных расходов. Заказчики получают право на приоритетное сотрудничество с творческими единицами. Больше всего таких контрактов – семь – на счету крупнейшего видеосервиса ivi. Самый большой прирост в количестве уже выпущенных сериалов показал другой онлайн-кинотеатр – Okko: их количество увеличилось с девяти более чем до 25 в 2021 г. Платформы в том числе позволили создателям экспериментировать с форматами, жанрами, смыслами и выпускать те проекты, которые не находили места в сетках эфирных каналов, уверен гендиректор «МТС медиа» (управляет видеосервисом Kion) Игорь Мишин.

Среди факторов, также повлиявших на рост количества выпущенных проектов, – отложенный из-за пандемии выход ряда проектов (не более 5–7% от общего количества вышедших сериалов) плюс количество эпизодов выпускаемых сериалов стало меньше и, соответственно, их количество увеличилось, говорит главный редактор портала kino-teatr.ru Жан Просянов. В 2022 г. таких отложенных проектов не будет. Зато на рынке появится новый мощный игрок – государственный Институт развития интернета (ИРИ). Эта организация финансирует выпуск контента разного типа в интернете – сериалы, игры, СМИ, блогеры и т. д. В 2020 г. ИРИ выделил на все проекты 3 млрд руб., в 2021-м – 10 млрд руб. По данным kino-teatr.ru, среди сериалов, вышедших в сети в 2021 г., только шесть были поддержаны ИРИ. В 2022 г. бюджет поддержки выпуска контента в интернете ИРИ увеличится до 15 млрд руб., примерно треть из них получат создатели кино и сериалов, уточнял ранее «Ведомостям» руководитель этой организации Алексей Гореславский.

В наступившем 2022 году все эти тенденции, вероятно, продолжатся. По прогнозам Просянова, количество выпущенных проектов на ТВ и платформах может составить порядка 290, генеральный продюсер НТВ Тимур Вайнштейн ожидает, что этот показатель преодолеет отметку в 300 проектов.

Читать ещё
Preloader more