Статья опубликована в № 5554 от 26.08.2022 под заголовком: Санкции сбивают цену с масел

Базовые масла в России дешевеют из-за падения спроса на фоне санкций

Возможности быстро перенаправить экспорт из Европы на другие рынки ограничены

Избыток предложения и ослабление спроса на внутреннем рынке наряду со снижением экспорта из-за антироссийских санкций привели к снижению цен на базовые масла в России, говорится в обзоре Argus от 24 августа (есть у «Ведомостей»).

В обзоре отмечается, что из-за санкций экспорт смазочных материалов из России в июле 2022 г. снизился относительно июня на 7% до 69 400 т. «Это на 31,8%, или на 32 400 т, ниже, чем в феврале, до введения санкций», – указывают аналитики. Поставки через порты Балтики – основной канал экспорта масел из России – в июле составили лишь 16 400 т, это на 51% меньше февральского объема. Железнодорожные отгрузки базовых и готовых масел в адрес российских покупателей, по данным экспедиторов, напротив, повысились на 18% по сравнению с июнем и на 21% по сравнению с февралем до 123 200 т.

Избыток предложения на внутреннем рынке оказал давление на цены. По данным трейдеров, на которые ссылается Argus, индустриальные масла марок И-20 и И-40 производства Новоуфимского, Новокуйбышевского и Ангарского НПЗ с поставкой в августе можно было приобрести в диапазоне 75 000–76 000 руб. за 1 т на базисе FCA, что примерно на 6%, или на 5000 руб., ниже июльских цен. Августовские партии И-20 с Ярославского и Омского НПЗ стоили дороже, порядка 79 000–80 000 руб. за 1 т из-за ограниченного предложения этого продукта на спотовом рынке, следует из отчета. Более вязкие марки масел этих заводов предлагались с дисконтом к И-20: ярославское масло И-40 – по 75 000–76 000 за 1 т, И-50 – порядка 78 000 руб. за 1 т.

После начала СВО России на Украине западные страны стали отказываться от импорта российской нефти и нефтепродуктов. США и Великобритания объявили эмбарго на российскую нефть еще в начале марта, а ЕС 31 мая в рамках шестого пакета санкций согласовал частичный запрет на морские поставки из РФ (ограничения для нефтепровода «Дружба» мощностью 720 000 барр./сутки вступят в силу в конце февраля 2023 г.). Отказываться от закупок нефти и нефтепродуктов из России также стали международные трейдеры.

Добычу нефти Россия летом смогла практически восстановить за счет переориентации. Вице-премьер РФ Александр Новак еще в конце мая говорил, что ее добыча в стране в 2022 г. может снизиться до 480–500 млн т с 524 млн т в 2021 г., т. е. на 5–8%. По его словам, в апреле падение добычи в стране составило примерно 1 млн барр./сутки. Но в середине июня Новак сообщил, что Россия восстановила добычу примерно на 600 000 барр./сутки, она приблизилась к уровню февраля 2022 г.

В то же время эксперты отмечали, что перенаправить экспорт нефтепродуктов будет сложнее и это приведет к переориентации НПЗ на поставки на внутренний рынок и к сокращению нефтепереработки в стране («Ведомости» писали об этом 24 июня). Альфа-банк оценивал, что экспорт нефтепродуктов в 2022 г. может упасть на 20%.

По данным ЦДУ ТЭК, переработка нефти в России в январе – июле 2022 г. снизилась на 3,7% до 158,3 млн т при росте добычи на 3,3% до 309,5 млн т​​. В июле переработка составила 23,9 млн т (-0,2% к июлю 2021 г.).

По словам представителя Минэнерго, производство и экспорт базовых масел проходят в стабильном режиме, с начала года экспорт «снизился незначительно - на 9%». Сохраняется высокая диверсификация экспорта, уверяет он. Собеседник также говорит, что «необходимые меры поддержки экспортеров и производителей масел могут быть рассмотрены при получении соответствующих обращений», но пока таких не поступало.

Основные производители смазочных материалов в России – «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл» и «Танеко» (входит в «Татнефть»). «Ведомости» направили запросы в эти компании.

Эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк отмечает, что в предыдущие годы основным направлением экспорта базовых масел из России был европейский рынок. Эксперт указывает, что, по данным аналитической компании TK Solutions за 2018–2020 гг., российские базовые масла главным образом поставлялись в Нидерланды (16,5%), на Украину (10%), в Латвию (8,5%) и в Сингапур (7,3%). По его мнению, восстановить экспорт масел России в среднесрочной перспективе не удастся. «На азиатском, как и на других направлениях, высока конкуренция в этом сегменте, и, поскольку речь идет о продукции с добавленной стоимостью, возможности продажи в Азию с дисконтом (по аналогии с нефтью) ограничены», – поясняет Миронюк.

Эксперт добавляет, что для завоевания конкурентного рынка необходимы существенные маркетинговые усилия и активная работа зарубежных представителей. «Вероятно, до конца текущего года принципиально решить ситуацию профицита [в России] базовых масел не получится», – заключает Миронюк.

Зампредседателя набсовета ассоциации «Надежный партнер» (объединяет производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев называет избыточное предложение базовых масел на внутреннем рынке «ситуативным явлением», связанным с переориентированием товарных потоков. «Базовые масла – это продукция с высокой добавленной стоимостью, которую значительно проще продать из-за ограниченности предложения. Кроме того, их проще транспортировать, цена доставки относительно стоимости невысока. И поэтому экспортный потенциал масел значительно шире, чем у сырой нефти», – поясняет он.

По мнению Гусева, к концу 2022 г. российские поставщики базовых масел смогут безболезненно перенаправить экспортные потоки на альтернативные рынки.

Представитель ассоциации «Российские автодилеры» (РоАД) сказал «Ведомостям», что удешевления цен на моторные масла не наблюдается.

Читать ещё
Preloader more