Статья опубликована в № 5506 от 21.06.2022 под заголовком: Станки пойдут по пути Uber

Совладельцы «Трансмашхолдинга» создают сервис шеринга станков

Это должно загрузить простаивающее оборудование и заполнить брешь из-за ухода иностранцев

Акционеры «Трансмашхолдинга» (ТМХ) с партнерами создают агрегатор по шерингу станков для российских производителей, рассказал «Ведомостям» на ПМЭФ-2022 гендиректор и совладелец компании Кирилл Липа. Для проекта создана компания «Станкоремсервис», которая специализируется на сервисе оборудования отечественных промпредприятий.

Структурам Искандара Махмудова, Андрея Бокарева, председателя совета директоров ТМХ Дмитрия Комиссарова и Липы принадлежит 79,4% ТМХ. Липа является контролирующим акционером. Еще 20% ТМХ у французского концерна Alstom.

«ТМХ совместно со «Станкоремсервисом» и пятью крупнейшими холдингами страны в самых разных отраслях промышленности предложили создать платформу, которая позволит совместно использовать имеющиеся промышленные установки и поддерживать их в работоспособном состоянии. А в недалеком будущем еще и снабжать их необходимыми расходными материалами и комплектующими», – рассказал Липа.

У ТМХ уже есть приложение «Смартфорс» и электронная биржа производственных мощностей «Контрактор», которая позволяет разделять использование станков среди предприятий холдинга. Фрилансер, зарегистрированный на этой бирже, по запросу выясняет возможности оборудования на конкретном предприятии, чтобы выпустить детали для завода в другом регионе. Заказчик размещает заявку и ждет отклика на проведение технического аудита оборудования на этом предприятии. После того как на заводе сделано техническое заключение с подтверждением, что данный станок способен изготовить необходимые детали, можно размещать заказ на производство.

По словам Липы, все привлекаемые специалисты аккредитованы и им даются соответствующие полномочия для выезда на площадку завода. Всего на платформе уже зарегистрировалось более 2500 физлиц. «По сути, это агрегатор станков – или биржа мощностей, о которой многие говорили и которую мы сделали», – пояснил топ-менеджер.

50,8

млрд руб. составил объем производства станкостроительной продукции в России в 2021 г.

Особую актуальность вопрос шеринга оборудования приобрел в связи с отказом ряда зарубежных поставщиков работать с российскими компаниями после начала СВО на Украине, говорит Липа. «Отмечаются случаи, когда нам отказываются передавать изготовленные и оплаченные станки, которые физически находятся в России, разрывают контракты, возвращают авансы. Оборудование, видимо, сдадут в металлолом. Но есть и более адекватные компании. С ними мы работаем, налаживаем новые логистические цепочки, связи, ищем замены», – рассказал он.

В начале июня японо-германский производитель станков DMG Mori Seiki объявил о выходе из российского бизнеса и закрыл свой сборочный завод в Ульяновске («Ведомости» писали об этом 9 июня). Решение объяснялось тем, что станки можно использовать для производства оружия. В 2021 г. DMG Mori реализовала в России продукцию на 80 млрд иен (35,4 млрд руб.), или около 2% от общего объема продаж. 

По словам источника «Ведомостей» в европейской станкостроительной компании, текущее положение на российском рынке «крайне неоднозначное». Продажи нового оборудования приостановлены, компания в основном обслуживает клиентов, которые ранее приобрели оборудование, но из-за санкций есть сложности с поставкой импортных комплектующих, обрисовал он ситуацию.

Данные об актуальном состоянии станкоинструментальной отрасли России весьма противоречивы. Объем парка станков в машиностроении, по различным оценкам, варьируется от 900 000 до 1,5–2 млн шт. Доля станков старше 20 лет – около 50%, следует из отраслевого обзора НИУ ВШЭ за 2020 г.

Как сообщил «Ведомостям» представитель Минпромторга, в 2021 г. уровень локализации в среднем по отрасли составил порядка 51%. Объем производства станкоинструментальной продукции в 2021 г. составил 50,76 млрд руб. Это на 19% больше по сравнению с 2020 г. За I квартал 2022 г., по информации ведомства, объем производства вырос на 30% к январю – марту 2021 г.

По оценке независимого промышленного эксперта Леонида Хазанова, из-за санкций российское станкостроение столкнулось с нехваткой заказов со стороны машиностроения и металлообработки. «Существенно сократился ввоз станков и запчастей к ним из Европы, тогда как азиатские аналоги стали дороже примерно на 10–25%», – пояснил он.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что создание шеринга станков улучшит ситуацию. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что загрузка оборудования в стране сейчас очень неравномерная и простаивающие мощности в ряде отраслей, например в автопроме, можно задействовать там, где наблюдается дефицит станков.

По мнению ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, актуальность платформы в нынешних реалиях обусловлена необходимостью быстро наладить производство деталей, ранее ввозившихся из-за рубежа. Но для оценки ее перспективности эксперт считает необходимым учесть ряд нюансов, связанных с квалификацией фрилансеров, гарантиями на работы от сторонних организаций и проч. Расходы на создание ПО для платформы и наем сотрудников он оценил в 15–20 млн руб. 

Проект позволит сократить время простоя станочного парка по всей России, считает управляющий директор рейтинговой группы НРА Сергей Гришунин. По его мнению, идея напоминает возрождение советских МТС (машинно-тракторные станции), когда техника для сельхозработ управлялась централизованно и предоставлялась колхозам по запросу. Риском в данном случае может стать недостаточная защищенность системы от хакерских атак, которые могут привести к срыву производственных цепочек, отмечает эксперт.

Хотите скрыть партнерские блоки? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь.
Arrow