Статья опубликована в № 5394 от 24.12.2021 под заголовком: Пиво испугалось маркировки

Пивовары предупредили об удорожании пива из-за маркировки

С осени цена бутылки может вырасти на 15%

Союз российских пивоваров (СРП) предлагает Минпромторгу пересмотреть сроки и целесообразность введения обязательной маркировки пива и пивных напитков, говорится в обращении союза. «Ведомости» ознакомились с его копией, председатель совета СРП Даниил Бриман подтвердил ее подлинность. Представитель Минпромторга подтвердил его получение.

Текст проекта постановления о правилах маркировки размещен на regulation.gov.ru. Он предлагает ввести с 1 сентября 2022 г. обязательное нанесение datamatrix-кодов на специализированную упаковку (например, на пивные кеги), а с 1 декабря уже на потребительскую тару (бутылку или банку). Еще раньше, с 1 апреля 2021 г., начался эксперимент по маркировке пива и слабоалкогольных напитков, завершится он 31 августа 2022 г. Оператором системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), который принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому.

Пивовары в своем обращении указывают, что бизнес столкнется с трудностями из-за нового требования. Эта система дорогостоящая – например, оснащение крупного регионального завода необходимым оборудованием для маркировки, приборами учета кодов и т. д. потребует суммарных инвестиций не менее 60–80 млн руб. Дополнительные затраты на одну бутылку оцениваются в сумму до 2 руб.

В итоге рост отпускных цен составит 3–4%, что вместе с торговыми наценками и дополнительными издержками торговли на обработку кодов увеличит стоимость продукции не менее чем на 15% для конечного потребителя. В условиях снижения покупательной способности это неизбежно приведет к сокращению потребления качественных напитков российского производства, а также «спровоцирует активность» на рынке нелегального алкоголя. А это, в свою очередь, приведет к недополучению средств в бюджет. Также они напоминают, что пивоваренное производство характеризуется высокой производительностью (до 60 000 бутылок в час). Для таких заводов организовать быстрое нанесение кодов на потребительскую тару с последующим формированием групповых кодов для упаковок продукции технически невозможно. Это может привести к массовым сбоям, остановке производства, что повлечет за собой огромные убытки для производителей: один день простоя может стоить до 30 млн руб.

По мнению Бримана, новое требование избыточно – оно дублирует уже существующую и доказавшую эффективность систему ЕГАИС. Сейчас принимать такое постановление несвоевременно, поскольку эксперимент еще не завершился, а только его итоги позволят оценить целесообразность введения обязательной маркировки. Если будет решено вводить новую систему, то сроки ее внедрения должны быть более реалистичными, считает он. «Это может объективно занять от полутора до двух лет, так как нужно будет не только оборудовать маркировочными комплексами более 1500 заводов, но и наладить и синхронизировать работу нового оборудования с уже имеющимся», – считает он.

Директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев согласен, что сроки нереалистичны: оснащение необходимым оборудованием потребует как минимум 12–15 месяцев. Если будет решено придерживаться сроков, указанных в проекте постановления, то это приведет к полной остановке производств, финансовым потерям и т. д., говорит Дурдыев.

Похожие сроки приводит и Алексей Воробьев, директор по корпоративным отношениям Heineken в России. Компания участвует в эксперименте: завершается подготовка к апробации на линиях предложенных технологий нанесения кодов. Особое беспокойство вызывает нанесение на алюминиевую банку, для которой возможное решение предложено впервые только в конце декабря. Также не до конца понятно, как будут интегрированы две системы – ЕГАИС и маркировка, говорит он. «Мы рассчитываем, что на эту инициативу нам будет отведено больше времени, чем один календарный год», – говорит старший директор по работе с органами государственной власти «Балтики».

«Оценка реальных затрат участников рынка отличается в зависимости от уровня автоматизации производства и выбранной технологии маркировки, говорит представитель Минпромторга. Дублирование функций в двух системах исключено, они будут дополнять друг друга, добавляет он.

Представитель ЦРПТ в корне не согласен с логикой пивоваров: ни в одной из товарных групп значительного удорожания после введения маркировки не произошло. Ранее обязательная маркировка уже введена для питьевой воды, молочной продукции, сигарет, шуб, лекарств и т. д. С приведенной оценкой временных и денежных затрат он тоже не согласен: эксперимент показал, что внедрение системы на малом производстве занимает 2–4 недели, на среднем – 1–3 месяца, на крупном – 3–3,5 месяца. Затраты в зависимости от размера производства составляют от 25 000 до 3,5 млн руб.

В письме СРП также указано, что на рынке пива практически нет контрафакта, поскольку его производство – сложный технологический процесс, который невозможно запустить в кустарных условиях. Представитель ЦРПТ не согласен: по данным Высшей школы экономики, доля нелегальной продукции в первом полугодии составила 14%, отчего бюджет может потерять до 30 млрд руб. в год (в том числе и из-за недополученных акцизов). Он добавляет, что есть также неучтенная продукция, производство с нарушением ГОСТов, серый импорт из стран Евразийского экономического союза и т. д. Ассоциация производителей пива (объединяет «Балтику», AB InBev Efes, Heineken) оценивает долю нелегального рынка как несущественную – 5–7%, говорит ее представитель. При этом предпосылок для ее роста он не видит.

Хотите скрыть партнерские блоки? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь.
Arrow
Читать ещё
Preloader more