Статья опубликована в № 5571 от 20.09.2022 под заголовком: Одним китайцем больше

Китайские электрокары BYD могут появиться в России в 2023 году

Но продать больше 1500–2000 машин в первый год вряд ли удастся

Китайский автоконцерн BYD может в 2023 г. вновь выйти на российский рынок, но теперь уже исключительно с линейкой электромобилей. Завозить машины в Россию собирается белорусская компания SGP. Об этом «Ведомостям» рассказал источник, знакомый с предложением белорусской стороны, и подтвердил гендиректор SGP Артем Ловчев.

BYD (от англ. Build Your Dreams, «построй свои мечты») была основана в 1995 г. в Шэньчжэне. В конце 2000-х гг. компания выходила на российский рынок с двумя моделями – Flyer и F3, но особой популярностью они не пользовались. Позднее концерн переключился на создание гибридных, а затем и полностью электрических автомобилей.

SGP (от англ. Seven Green Products, «7 зеленых продуктов») занимается созданием транспортной экосистемы, внедрением и популяризацией электромобилей для пассажирских перевозок в Белоруссии, следует из презентации компании, которая есть у «Ведомостей». В частности, SGP предлагает на рынке страны доставку электрокаров под ключ, финансовые услуги, сервис и обслуживание машин и обеспечение зарядной инфраструктурой. Экосистема компании с электромобилями BYD работает на рынке Белоруссии в тестовом режиме, подтвердил Ловчев.

По словам источника, SGP получила разрешение продавать электрокары BYD на всем пространстве СНГ. Это подтверждает гендиректор белорусской компании. Сейчас в Содружество входят Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Квота на Россию и СНГ составляет до 150 000 электрокаров в 2023 г., говорит Ловчев. Все они будут импортироваться из Китая.

SGP подала документы в Росстандарт на получение сертификата одобрения типа транспортного средства (ОТТС), пояснил гендиректор компании. Этот документ подтверждает соответствие характеристик указанных в нем моделей автомобилей требованиям по безопасности техрегламента Таможенного союза (ТС). Таким образом, получение ОТТС в России дает дистрибутору право продавать указанные в нем автомобили на территории всего ТС или ЕАЭС (Евразийский экономический союз), куда кроме РФ входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.

Белорусская компания заявила на ОТТС три модели BYD: седан Qin Plus («Цинь плюс»), хетчбэк Dolphin и кроссовер Song Plus («Сун плюс»). Получение сертификатов ожидается в конце 2022 г. В 2023 г. SGP планирует подать заявку на ОТТС еще по двум моделям – седан премиум-класса Han («Хань») и кроссовер Tang («Тан»). Но в предварительном прайс-листе компании по моделям китайских электрокаров для российского рынка, с которым ознакомились «Ведомости», обозначено восемь моделей.

Dolphin и Qin Plus – самые бюджетные модели из всего ассортимента. Цены на них варьируются в диапазоне от 1,95 млн до 2,46 млн руб. за первую и от 2,42 млн до 2,96 млн руб. за вторую модель. Разница в цене обусловлена емкостью аккумуляторной батареи. В минимальном исполнении для BYD Dolphin ее хватит на 300 км, в максимальном для Qin Plus – на 600 км. Самая дорогая модель BYD, которая может быть доступна россиянам, – спортивный седан Seal, позиционируемый производителем как конкурент Tesla Model 3. Такой электрокар с запасом хода в 650 км обойдется в России в 5 млн руб.

В России у SGP уже более семи финансовых партнеров, говорит Ловчев. В частности, предложения о сотрудничестве были направлены «ВТБ лизингу», «Альфа-лизингу» и «Ctrl лизингу». У белорусской компании также есть меморандум о сотрудничестве с «Яндексом», добавил гендиректор SGP. Представитель «Яндекс.Такси» на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Декларации SGP в отношении BYD вызывают большие сомнения, говорит источник «Ведомостей» среди топ-менеджмента одного из белорусских автоконцернов. «BYD официально вышла из всех проектов в Белоруссии. Мы пытались с ними договориться о производстве у нас или в России, но из-за санкций, связанных со спецоперацией на Украине, они отказались», – сказал он. По словам собеседника, у китайской компании динамично развиваются продажи на других рынках, поэтому, пока геополитическая напряженность в регионе не спадет, они вряд ли будут принимать какие-либо предложения о сотрудничестве.

Последние модели BYD выглядят очень хорошо и они могли бы понравиться россиянам, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, в ближайшие год-полтора Россия вряд ли сможет обеспечить себя зарядной инфраструктурой для таких машин, а значит, на большие объемы продаж рассчитывать не приходится. Вероятно, спрос на электрокары BYD может составить 1500–2000 шт. в первый год продаж, оценивает эксперт.

Развитие зарядной инфраструктуры в России не будет отставать от темпов роста парка электромобилей, считает руководитель управления по транспорту фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров. Он напомнил, что сейчас реализуется концепция развития электротранспорта до 2030 г., утвержденная правительством в 2021 г. Активно продаются зарядные станции: например, компания «Парус электро» продала за первое полугодие 2022 г. 150 зарядок, тогда как за весь прошлый год – 22, отмечает эксперт.

Импортные машины не попадают в программы поддержки спроса Минпромторга, а допустимая разница в стоимости электромобиля и машины с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) сопоставимого типоразмера не должна составлять более 30%, отмечает Бургазлиев. Если среднеразмерный электрический кроссовер будет стоить 3,1–3,3 млн руб., то это может заинтересовать отечественных покупателей, допускает он. Экономия на топливе для такого транспортного средства составит до 30 000 руб. в месяц.

«Ведомости» отправили запрос в Минпромторг.

Сейчас китайские автомобили с ДВС не попадают в программы господдержки из-за высокой стоимости, но при этом неплохо продаются. Например, Haval по итогам августа впервые в истории вышел на 3-е место в общем топе продаж в России (2990 машин) и был единственным из крупных брендов, который увеличил продажи – на 26% к августу 2021 г., по данным Ассоциации европейского бизнеса. Неплохо закончила месяц и Geely, продавшая 1990 автомобилей (спад на 8%). Для сравнения: снижение продаж крупных иностранных игроков в августе составило от 44 до 97%.

Заголовок вреза

Текст вреза

Читать ещё
Preloader more